Приложение МААМ

Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями

ирина веселкова
Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями
▼ Скачать + Заказать документы

Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей

со зрительными патологиями.

«Вы хотите, чтобы ваши дети были

способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги

по ступенькам творчества…»

Б. П. Никитин.

В настоящее время количество детей с нарушением зрения увеличивается с каждым годом, не органические нарушения зрения,а функциональные, такие как амблиопия и косоглазия. В связи с увеличением числа таких детей, исследователей все больше волнует вопрос о развитии у них интеллектуальных способности в норми у таких детейт. е. сохранный интеллек. Значение в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения является формирование целостного восприятия окружающей действительности, и одним из основных источников ознакомления с окружающим миром дошкольников являются игры.

Публикация «Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями» размещена в разделах

Для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе очень важно развитие его интеллектуального потенциала. Поэтому использование в работе с детьми дидактических и развивающих игр является одним из способов интеллектуального развития детей с нарушением зрения.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном детстве. Она является средством воспитания и обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут освоить причины, связи.

Игра воспитывает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры. Через игру формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях.

. Значение дидактической игры для развития детей дошкольного возраста заключается в следующем:

- Дидактическая игра способствует развитию познавательных и творческих способностей, является незаменимым средством интеллектуального развития.

- Дидактические игры учат сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

- Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, которые являются первоисточником знаний о действительности и закладывают базу для формирования у детей представлений и понятий. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

- Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В играх, также, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

- У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

- Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

- Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы.

Для интеллектуального развития детей очень полезно использовать развивающие игры Никитина, Воскобовича, различные настольно-печатные дидактические игры. Они представляют собой набор задач, которые расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти вперед, совершенствоваться, развивать свои творческие способности.

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества : внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий. Эти игры способствуют также и развитию речи детей, т. к. они требуют не только действий или манипуляций с предметами, но и умения рассказать, пояснить действия и объяснить свои умозаключения; у детей развивается умение рассуждать, доказывать правильность своего решения.

Работы по развитию интеллектуальных способностей детей должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка, характера нарушения зрения. Особенностью работы с детьми с нарушением зрения является соблюдение режима зрительной нагрузки : в зависимости от диагноза ребенку предлагаются объемные, крупные, яркие пособия с четким контуром на темно-зеленом фоне или мелкие на вертикальной подставке (здесь необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога и учителя-тифлопедагога). А это значит, что для некоторых детей изготавливаются индивидуальные комплекты игр, используются светлые или, наоборот, темные фоны.

Играя с детьми, мы поможем:

- формированию независимости мышления у детей, т. е. умению находить собственное решение, оригинальный ответ, открыто высказывать смелые мысли, защищать свое мнение,

- развитию целеустремленности и настойчивости при решении проблем,

- развитию инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в себе.

Дидактические игры и упражнения

Для развития зрительного восприятия.

1. «что пропало» - ребенок закрывает глаза и прячется один из 3-7 предметов. Ребенок должен назвать, что пропало.

2. «что изменилось» - предлагается рассмотреть несколько карточек с геометрическими фигурами (цифрами, ….) ребенок отвернулся. Убирается (добавляется или меняется местами) карточки. Ребенок определяет,что изменилось.

3. «наложенные изображения» - ребенку предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, цифар, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

4. «зашумленные изображения» - предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, которые «зашумлены», т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и узнать.

5. «перевернутые изображения» - ребенку предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180. Требуется назвать их.

6. «разрезные картинки» - ребенку предлагаются картинки с различнами изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали и т. д. на 4, 6 частей. Собрать картинку из частей.

7. «пройди лабиринт»- ребенку предлагается «провести» взглядом или карандашом ежа, собачку и т. д. до домика.

8. «прокати шар в ворота» - закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.

Публикации по теме:

Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений «Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений» Цель: выяснить, какова роль.

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста «Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста» Дидактическая игра является основной формой обучения, наиболее характерной.

Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта дошкольника Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта дошкольника» КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников». Одна из важных задач современного дошкольного.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП детей дошкольного возраста Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников Развитие элементарных математических представлений.

Роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает место.

Роль театрализованной деятельности в формировании эмоционального интеллекта дошкольников Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования способности к различению и выражению эмоций, умению сочувствовать, сопереживать.

Выступление «Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей» Игра  - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 14:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями» (включая файлы) размещена пользователем ирина веселкова (УИ 791533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД