ирина веселкова
Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей
со зрительными патологиями.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были
способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги
по ступенькам творчества…»
Б. П. Никитин.
В настоящее время количество детей с нарушением зрения увеличивается с каждым годом, не органические нарушения зрения,а функциональные, такие как амблиопия и косоглазия. В связи с увеличением числа таких детей, исследователей все больше волнует вопрос о развитии у них интеллектуальных способности в норми у таких детейт. е. сохранный интеллек. Значение в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения является формирование целостного восприятия окружающей действительности, и одним из основных источников ознакомления с окружающим миром дошкольников являются игры.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе очень важно развитие его интеллектуального потенциала. Поэтому использование в работе с детьми дидактических и развивающих игр является одним из способов интеллектуального развития детей с нарушением зрения.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном детстве. Она является средством воспитания и обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут освоить причины, связи.
Игра воспитывает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры. Через игру формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях.
. Значение дидактической игры для развития детей дошкольного возраста заключается в следующем:
- Дидактическая игра способствует развитию познавательных и творческих способностей, является незаменимым средством интеллектуального развития.
- Дидактические игры учат сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.
- Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, которые являются первоисточником знаний о действительности и закладывают базу для формирования у детей представлений и понятий. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.
- Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В играх, также, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
- У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
- Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
- Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы.
Для интеллектуального развития детей очень полезно использовать развивающие игры Никитина, Воскобовича, различные настольно-печатные дидактические игры. Они представляют собой набор задач, которые расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти вперед, совершенствоваться, развивать свои творческие способности.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества : внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий. Эти игры способствуют также и развитию речи детей, т. к. они требуют не только действий или манипуляций с предметами, но и умения рассказать, пояснить действия и объяснить свои умозаключения; у детей развивается умение рассуждать, доказывать правильность своего решения.
Работы по развитию интеллектуальных способностей детей должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка, характера нарушения зрения. Особенностью работы с детьми с нарушением зрения является соблюдение режима зрительной нагрузки : в зависимости от диагноза ребенку предлагаются объемные, крупные, яркие пособия с четким контуром на темно-зеленом фоне или мелкие на вертикальной подставке (здесь необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога и учителя-тифлопедагога). А это значит, что для некоторых детей изготавливаются индивидуальные комплекты игр, используются светлые или, наоборот, темные фоны.
Играя с детьми, мы поможем:
- формированию независимости мышления у детей, т. е. умению находить собственное решение, оригинальный ответ, открыто высказывать смелые мысли, защищать свое мнение,
- развитию целеустремленности и настойчивости при решении проблем,
- развитию инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в себе.
Дидактические игры и упражнения
Для развития зрительного восприятия.
1. «что пропало» - ребенок закрывает глаза и прячется один из 3-7 предметов. Ребенок должен назвать, что пропало.
2. «что изменилось» - предлагается рассмотреть несколько карточек с геометрическими фигурами (цифрами, ….) ребенок отвернулся. Убирается (добавляется или меняется местами) карточки. Ребенок определяет,что изменилось.
3. «наложенные изображения» - ребенку предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, цифар, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
4. «зашумленные изображения» - предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, которые «зашумлены», т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и узнать.
5. «перевернутые изображения» - ребенку предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180. Требуется назвать их.
6. «разрезные картинки» - ребенку предлагаются картинки с различнами изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали и т. д. на 4, 6 частей. Собрать картинку из частей.
7. «пройди лабиринт»- ребенку предлагается «провести» взглядом или карандашом ежа, собачку и т. д. до домика.
8. «прокати шар в ворота» - закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.