Шмелёва Анастасия
Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерий готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. [1]
Публикация «Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников» размещена в разделах
Готовность к школе,это своего рода уровень развития ребенка для усвоения программ и обучения в группе ровестников (социальный интеллект). Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было введено Ю. Н. Емельяновым, который под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Проблематикой социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Дж. Гилфорд, представители отечественной психологии : М. И. Бобнева, Г. П. Геранюшкина, О. Б. Чеснокова и другие, но является ли фактором психологической готовности старших дошкольков социальный интеллект, до сих пор не достаточно освещен. Бобнева М. И. считает, что: «Социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере…высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т. д.»[2]).Роль социального интеллекта в жизни ребенка менее приорететна и ей не уделяется достаточного внимания,в отличие от его интеллектуальктуального развития.
Объект исследования: готовность старших дошкольников к школьному обучению.
Предмет исследования: Фактор, готовности к школьному обучению, социальный интеллект старших дошкольников.
Цель исследования: Теоретически и экспериментально доказать,что фактором готовности к школе старших дошкольников является социальный интеллект
Задачи:
1. Рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической литературе основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологической готовности к школьному обучению.
2. Теоретически обосновать роль социального интеллекта,как фактора готовности к обучению старших дошкольников.
3. Провести формирующий эксперимент
Методики определения уровня развития социального интеллекта дошкольников :
1)Д. Векслера (субтест «Понятливость»)
Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность рассуждению, понимание общественных норм. Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.
Отдельные феномены:
• следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;
феномен "фасада" при акцентуации характера, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.
2)Д. Векслера (субтест «Последовательные картинки»)
Во время тестирования фиксируется время работы, шифр ответов и описание последовательности (интерпретация испытуемого). Нормативы времени, шифр и оценки приводятся в протоколе для детского варианта Векслера.
Феномены:
• переворачивание картинок - в тот момент, когда испытуемый видит перед собой картинки, расположенные в беспорядке, он переворачивает их, стараясь понять, как решить задание. Следует указать испытуемому на то, что переворачивать картинки нельзя, но сам факт фиксируется, поскольку это может встретиться при паранойяльном синдроме;
• связь с переживаниями - часто в клинике неврозов, реактивных состояний, а также при шизофрении испытуемые при толковании серий проектируют на них свои внутренние переживания. В этом случае субтест является хорошим проективным методом по выявлению структуры бреда или переживаний;
• несущественные признаки - чаще при шизофрении отмечается выделение в серии картинок (больные обычно верно раскладывают серию в последовательности) какой-либо одной несущественной детали (лиц, обстановки) и на основе этих деталей строится логически объяснимая (но не адекватная по содержанию серии) ситуация;
• необъяснение серий - испытуемый раскладывает серию (верно или неверно, но не стремится или не в состоянии объяснить ее содержание. Может встречаться в тяжелых случаях депрессивных, реактивных состояний, психоорганики;
• отсутствие интеграции - при психоорганике чаще встречается случай, когда испытуемый раскладывает серию (верно или неверно, объясняет содержание каждой картинки в отдельности, но объединить серию в единое целое не в состоянии;
• персеверация - при шизофрении или при психоорганике встречаются случаи, когда тема одной серии переносится на другие серии;
• отсутствие юмора - чаще параноидные больные не понимают юмора серий;
• резонерство - бесплодное мудроствование при составлении рассказа по серии картинок.
Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест "Понятливость", выявляет ориентировку в практических ситуацуиях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного.
Можно добавить, что важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т. д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Список литературы:
1. PsychologiaGuide Психолого-педагогические исследования в области социального интеллекта. Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых[2]
2. А. Ю. Панасюк описание Д. Векслера (субтест «Понятливость»)
3. Н. И. Гуткина Психологическая готовность к школе[1]
4. С. С. Белова Социальный интеллект : Сравнительный анализ методик измерения, с. 114
5. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект : теория, измерение, исследование/под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова М. : Институт психологии РАН,2004 С. 11-28
6. Энциклопедия психодиагностики Тест Векслера Детский вариант