Папки-передвижки

Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений

Ольга Стеклова
Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений»

Цель: выяснить, какова роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений.

Задачи:

1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

Публикация «Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений» размещена в разделах

2. Проанализировать какие игры закрепляют элементарные математические представления.

3. Снять психоэмоциональное напряжение.

Обоснование необходимости проведения деловой игры.

«Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса»

Альберт Энштейн

Проведение данной деловой игры, было вызвано необходимостью выяснить, какова роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям : количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим у музыкального руководителя возникает вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания. [7]

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. [3]

Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и не длящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. "Без числа нет различения и расчленения, а, следовательно, нет и разума”. В начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А. Ф. Лосев пишет, что музыка есть "выразительное, символическое конструирование числа и сознания. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно”. [5]

Гармония – одно из тех понятий, которое имеет математическое выражение (знаменитое "золотое сечение”) и вместе с тем применимо к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. Любопытно, что и в русском языке слово "лад” имеет несколько значений. Это музыкальный термин, обозначающий строй, для которого характерно определенное соотношение тонов и созвучий, связанных тяготением друг к другу. Вместе с тем, "ладный” означает "красивый, пропорционально сложенный”, "лад” - согласие, мир; "ладами” называли в Древней Руси мужья жен и жены – мужей. Лада – славянская богиня весны и любви. Кстати, и слово "ладоши” - части рук, с помощью которых устанавливается и удостоверяется согласие и мир, также образовано от слова "лад”.

Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки, наверное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему художественную музыку (а не современный электронный суррогат, будут исследовать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной деятельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длинными, их бывает много и мало и т. д. [1]

Ход деловой игры.

I.Разминка.

Смекалка необходима не меньше, чем знания, она крайне необходима для выживания в сложных условиях детского сада.

Вопросы:

1. Назовите музыкальную часть растения и шляпки гриба?

А. диск

Б. кассета

В. пластинка

Г. Альбом

2. Какая танцевальная птица есть в природе?

А. краковяк

Б. мазурка

В. чечётка

Г. чардаш

3. Какой колокольный звон бывает?

А. вишнёвый

Б. рябиновый

В. малиновый

Г. земляничный

4. Комары делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк, на какую ноту? (фа #).

5. Какую важную роль в животноводстве, играет спокойная классическая музыка? (Повышает удои молока).

6. Назовите дерево – королеву звука? (Ель – дерево с уникальными звуковыми характеристиками, из неё изготавливают гусли, гитару, гудок).

II. «Знатоки ребусов»

А сейчас я вас прошу отгадать ребусы.

Ответы: барабан, бубен, треугольник.

III. «Мозговой штурм»

Вопросы:

1. Что является основой математических знаний? (счет)

2. Какой самый яркий пример образца счета традиционно используются в педагогике? (считалки)

3. Каково основное назначение музыкально-дидактических игр? (формирование у детей музыкальных способностей)

4. Какие математические представления помогают закрепить музыкально-дидактические игры? (понятие о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени)

5. Что объединяет музыку и математику? (число и время; гармония- одно из математических понятий, означающее «золотое сечение»)

IV. «Черный ящик»

Музыкально-дидактические игры :

Количество: «Музыкальное лото» (счет, форма, «Ритмический кубик» (счет, форма)

Величина: «Звучащий клубок» (длина, «Громко-тихо» (величина)

Геометрические фигуры: «Узнай свой инструмент» (форма, счет)

Ориентировка в пространстве: «Найди свой домик» (форма)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Буренина А. И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С. 3

2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.

3. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М. : Таланты-XXIвек, 2004

4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., "Просвещение” 1982г.

5. Лаптева В. А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. – М., "Сфера” 2003г.

6. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. – М., "Просвещение”. 1985г.

7. Интернет-ресурс https://festival.1september.ru/articles/410049/

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Выступление из опыта работы " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр " Подготовила.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников» Доклад на родительское собрание Роль развивающих игр в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников. «Без.

Использование авторских дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у детей 2–3 лет Тема: Использование авторских дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у детей 2-3 лет. Дети раннего.

Презентация «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников среднего возраста. Количество и счёт.

Опыт работы педагога ср. гр. «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений» Аннотация Опыт Работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников разработан педагогом муниципального бюджетного.

Презентация на тему: Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное.

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников Развитие элементарных математических представлений.

Значение математических дидактических игр в развитии дошкольников Игра – является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений
Опубликовано: 7 июня 2019 в 17:15
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Стеклова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД