Ольга Стеклова
Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений»
Цель: выяснить, какова роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений.
Задачи:
1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.
Публикация «Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
2. Проанализировать какие игры закрепляют элементарные математические представления.
3. Снять психоэмоциональное напряжение.
Обоснование необходимости проведения деловой игры.
«Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса»
Альберт Энштейн
Проведение данной деловой игры, было вызвано необходимостью выяснить, какова роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям : количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим у музыкального руководителя возникает вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания. [7]
Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. [3]
Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и не длящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. "Без числа нет различения и расчленения, а, следовательно, нет и разума”. В начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А. Ф. Лосев пишет, что музыка есть "выразительное, символическое конструирование числа и сознания. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно”. [5]
Гармония – одно из тех понятий, которое имеет математическое выражение (знаменитое "золотое сечение”) и вместе с тем применимо к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. Любопытно, что и в русском языке слово "лад” имеет несколько значений. Это музыкальный термин, обозначающий строй, для которого характерно определенное соотношение тонов и созвучий, связанных тяготением друг к другу. Вместе с тем, "ладный” означает "красивый, пропорционально сложенный”, "лад” - согласие, мир; "ладами” называли в Древней Руси мужья жен и жены – мужей. Лада – славянская богиня весны и любви. Кстати, и слово "ладоши” - части рук, с помощью которых устанавливается и удостоверяется согласие и мир, также образовано от слова "лад”.
Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки, наверное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему художественную музыку (а не современный электронный суррогат, будут исследовать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной деятельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длинными, их бывает много и мало и т. д. [1]
Ход деловой игры.
I.Разминка.
Смекалка необходима не меньше, чем знания, она крайне необходима для выживания в сложных условиях детского сада.
Вопросы:
1. Назовите музыкальную часть растения и шляпки гриба?
А. диск
Б. кассета
В. пластинка
Г. Альбом
2. Какая танцевальная птица есть в природе?
А. краковяк
Б. мазурка
В. чечётка
Г. чардаш
3. Какой колокольный звон бывает?
А. вишнёвый
Б. рябиновый
В. малиновый
Г. земляничный
4. Комары делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк, на какую ноту? (фа #).
5. Какую важную роль в животноводстве, играет спокойная классическая музыка? (Повышает удои молока).
6. Назовите дерево – королеву звука? (Ель – дерево с уникальными звуковыми характеристиками, из неё изготавливают гусли, гитару, гудок).
II. «Знатоки ребусов»
А сейчас я вас прошу отгадать ребусы.
Ответы: барабан, бубен, треугольник.
III. «Мозговой штурм»
Вопросы:
1. Что является основой математических знаний? (счет)
2. Какой самый яркий пример образца счета традиционно используются в педагогике? (считалки)
3. Каково основное назначение музыкально-дидактических игр? (формирование у детей музыкальных способностей)
4. Какие математические представления помогают закрепить музыкально-дидактические игры? (понятие о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени)
5. Что объединяет музыку и математику? (число и время; гармония- одно из математических понятий, означающее «золотое сечение»)
IV. «Черный ящик»
Музыкально-дидактические игры :
Количество: «Музыкальное лото» (счет, форма, «Ритмический кубик» (счет, форма)
Величина: «Звучащий клубок» (длина, «Громко-тихо» (величина)
Геометрические фигуры: «Узнай свой инструмент» (форма, счет)
Ориентировка в пространстве: «Найди свой домик» (форма)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Буренина А. И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С. 3
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.
3. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М. : Таланты-XXIвек, 2004
4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., "Просвещение” 1982г.
5. Лаптева В. А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. – М., "Сфера” 2003г.
6. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. – М., "Просвещение”. 1985г.
7. Интернет-ресурс https://festival.1september.ru/articles/410049/