МААМ-картинки

Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений

Арникова Галина
Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль сюжетно- дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений».

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра- это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Так о роли игры в жизни ребёнка писал великий педагог В. А. Сухомлинский.

Публикация «Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений» размещена в разделах

Для умственного развития ребёнка существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном через игры на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счёта и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объём жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т. д.).

Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий; для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближённо, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

В чём же причина такого положения и как избежать формального усвоения материала?

Заниженный уровень знаний и представлений детей обусловлен не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения. Существенное изменения программы в дошкольном образовании, в том числе по математике, повышают соответственно и требования к подготовке детей к школе в условиях дошкольного учреждения.

Многие психологи и педагоги считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно- чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить объём знаний и умений, осознанно овладеть навыками счёта, измерения, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих, математических понятиях.

Изучение количественных отношений - процесс сложный и трудный, поэтому положения программы которые связаны с изучением данной темы, должны осваиваться последовательно, систематически. Поэтому обучение и ознакомление необходимо проводить не только на занятиях, но и во время игр.

Так как игра является непременным спутником в жизни ребёнка, поэтому педагог и родители должны организовывать разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и другие.

Для того чтобы дети могли овладеть элементарными математическими знаниями и умениями, педагог должен спланировать систему сюжетно-дидактических игр с учётом последовательности и усложнения программных задач по разделу «Количество и счёт». Каждая игра должна быть основана на практическом применении счётно-измерительных действий, основанных детьми на занятиях по математике, что обеспечивает тесную взаимосвязь двух основных видов деятельности - занятий и последующей игры.

Результаты окажутся успешными в том случае, если педагог будет соблюдать принципы организации сюжетно – дидактических игр, включающих счёт и измерение, учитывать особенности методики педагогического руководства ими и творчески подходить к процессу обучения началам математики детей дошкольного возраста.

Разработка серии сюжетнодидактических игр велась на основе современных педагогических и психологических исследований об умственном, в частности математическом развитии ребёнка, об игре как ведущей деятельности дошкольника.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги ещё в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. К. Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счёту… также не должны спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». Пи этом он подчёркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребёнок их получал. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.

Педагогическая наука, определяя общие принципы дидактики опирается на роль связи теории с практикой. Нужно дать не только определённую сумму знаний, но и показать, как они связаны с жизнью, потому что знания, оторванные от жизни, быстро забываются, поэтому детей необходимо специально учить их практическому применению в разных видах самостоятельной деятельности, в том числе и в играх.

Такая форма образовательного процесса помогут ребёнку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала. Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь – это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания по счёту следует использовать именно в этих видах деятельности; использование знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными.

Педагогический процесс детского сада предполагает углубленное формирование представлений о количестве, счёте, числе. Это материал можно использовать в таких образовательных областях – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов. Так, во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации ребята убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять цветочков остаются пятью цветочками независимо от того, наклеиваются они по кругу, в ряд или в шахматном порядке); во время игр на прогулке на участке дети вместе с педагогом измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте.

При обучении математики педагоги используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения, навыки (например, игры «лото», «домино», «Чья лента длиннее?», «Подбери пару», «Сколько?» и другие). Дошкольники совершенствуют большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

В процессе умственных упражнений в существующих играх дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счётные операции (количественный или порядковый счёт, составление числа из единиц и др., не связывая их друг с другом. Поэтому дошкольники не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности.

Многие педагоги плохо владеют методикой проведения дидактических игр, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребёнок действует, а остальные ждут своей очереди) или дидактические игры превращаются в занятие, когда воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнёра по игре – в результате ограничивается самостоятельность ребёнка. Наличие в дидактической игре двух элементов (познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второй – это обедняет игры, снижает интерес детей к ним, и самостоятельно в эти игры они почти не играют.

Кроме дидактических игр существуют такие игры как – сюжетно-ролевые, творческие, которым необходима свободная, активная, по личной инициативе ребёнка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Психологи и педагоги характеризуют игру как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные трудовые процессы взрослых. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками отражают труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения в семье и т. д. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых выполняя роль, ребёнок может производить разнообразные счётные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, измеряет ленты, верёвочки; в игре «Театр» выдают билеты с номером места в «зале» и т. д.

Для того чтобы ребёнок мог развернуть сюжет игры, он должен понять её смысл, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно ребёнок это сделать не может, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий в доступном понятие. На этой основе возникает игра и тогда ребёнок вникает в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Что касается количественных отношений, выделить их и определить ребёнок может только с помощью педагога.

Счёт и измерение – действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности. Поэтому в таких играх педагог должен брать на себя такую роль, которая позволит ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребёнком математических действий. Игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагать детям в виде игровых правил.

Прежде чем организовать игры с детьми, педагог должен знать принципы их организации:

1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх необходимо:

- определить возможность применения знаний о числе, счёте и измерении в детских играх;

- обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью;

- включать в игры действия, направленные на формирование математических представлений и понятий.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую входят действия счёта и измерения. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

- она должна быть общественно значимой и доступной для наблюдения и понимания детей. Действия счёта и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов;

- профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счёта и измерения, так и по полученному продукту;

- сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счёта и измерения в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий, обеспечивающих успешность деятельности; чтобы у ребёнка возник интерес к трудовым профессиям и желание включить их в игры;

- необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

- дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут достоверно воспроизводить в игре счётно-измерительные действия;

- при отображении труда следует включать в игру действия счёта и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закреплённые за данной ролью;

- последовательность выполняемых ребёнком действий с реальными предметами, явится проверкой правильности выполнения действий счёта и измерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий.

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к выполнению ролей, включающих математические действия необходимо :

- обогащать игры по математике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей;

- готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры;

- игры, предполагающие использование счёта и измерения, следует организовывать наряду с существующими в группе другими играми. Это позволит удовлетворить интересы всех детей.

5. Непосредственное участие в игре педагога, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

Участие взрослого в игре диктуется следующими соображениями:

- счётно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;

- беря на себя ведущую роль, педагог имеет возможность видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных со счётом и измерением, при затруднениях оказать помощь в виде наводящих вопросов, разъяснений, советов, помочь в распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, одобрять успехи детей, стимулировать инициативу и творчество.

6. Индивидуальный подход к детям педагогу необходимо:

- подбирать роли, соответствующие возможностям ребёнка, его игровым интересам и навыкам;

- предлагать решение посильных для ребёнка задач, приводящих к проявлению активности и самостоятельности;

- создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;

- удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

7. Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации следующие:

- осуществление в игровых ситуациях постепенного перехода от счёта реальных предметов к их заместителях, а затем к устному счёту;

- постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

- создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнёром, в которых возникает необходимость словесного обозначения количества (постановки задачи или вопроса, сообщения результата);

- постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

При планировании и проведения сюжетно-дидактических игр педагог должен руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В разных детских садах игры могут быть разными по теме и содержанию, но принципы организации остаются теми же. Игра должна быть организована так, чтобы в ней возникла объективная необходимость в практическом применении математических знаний не смотря на специфику местных условий.

Педагогу, организующему сюжетно-дидактические игры, следует хорошо знать и ориентироваться в методах и приёмах руководства этими играми.

Все формы взаимодействия взрослого с ребёнком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, многогранной, что позволит охватить целиком используемую тему.

Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых. Добиваясь намеченной цели, педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие, при этом можно использовать математические знания детей о счёте и измерении.

Рассказы о профессиях заинтересует ребят живыми образными сравнениями. Если при рассказе использовать иллюстрации, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Увлекают детей и придуманные педагогом рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как я побывала на берегу Тихого океана», «Как девочка потерялась в магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребёнка взрослого вызывает веру в подлинность события.

Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, перед приёмом больных доктор сначала раскладывает инструменты, а потом начинает приём», «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для стоянки такси?» и т. д.

Дидактические игры помогут детям научиться действиям и поведению (взвешивать товар, считать «деньки», измерить ленту, ремонтировать машину, определять качество товара, а также соблюдать правила в игре, быть организованным, проявлять лидерские качества.

Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действие игровой план, быть выразительным в роли.

Иллюстрации будут дополнять всё увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональное переживания, вызовут желание подражать действиям изображённых персонажей.

Также нужно уделить особое внимание взаимодействию педагога с родителями воспитанников в области игровой деятельности. Это тесное сотрудничество благоприятно отразится на развитии жизненного и игрового опыта детей.

Итак, сюжетно-дидактические игры в сочетании с занятиями по математике являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей и подготовке их к успешному обучению в школе. Поэтому сюжетно-дидактическим играм должно отводиться далеко не последнее место в педагогическом процессе детского сада.

Литература

Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (ФГОС) под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» (соответствует ФГОС).

А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием».

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Текст к презентации «Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр» Подготовила: воспитатель.

Использование дидактических игр на учебно-опытническом в эколого-краеведческой работе с дошкольникамиИспользование дидактических игр на учебно-опытническом в эколого-краеведческой работе с дошкольниками Экологическое образование дошкольников направлено на формирование экологической культуры: системы научных знаний, убеждений, взглядов, обеспечивающих.

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть окружающего мира,.

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Презентация «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Багатова Аида Шарабдиновна МБДОУ «Детский сад №18.

Консультация для воспитателей «Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками» Консультация для воспитателей «Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками» «Дайте ребенку возможность играть и соедините.

Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Обобщение педагогического опыта «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.

Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности посредством логико-математических игр Представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя Курбановой Г. Ф. «Формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений
Опубликовано: 16 января 2019 в 17:48
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Арникова Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД