Лемара Джаппарова
Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игру недаром называют «ведущей». Именно благодаря ей
ребенок познает окружающий его мир предметов и людей.
Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,
- писал В. А. Сухомлинский.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Сегодня, и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших дошкольников, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом.
Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.
К. Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором он усваивает и преобразует действительность: "Для ребенка игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни ребенок, существо, не имеющее никакой самостоятельности…в игре дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей : «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
• Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств
• Все психологические новообразования берут начало в игре
• Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
По дидактическому материалу игры делятся на:
• Игры с предметами
• Настольно – печатные игры
• Словесные игры
При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Все дидактические игры разделили на группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на развитие логического мышления.
Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.
Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Цель: Расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете.
Задачи: Учить пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.
Игровой материал представляет собой карточки с разным кол-вом предметов, внизу карточки цифры, из которых нужно выбрать соответствующую числу предметов.
Ход игры: -Дети сегодня у нас в гостях Петрушка, он прост помощи. Ребята из соседнего детского сада подарили ему картинки, а он не знает сколько предметов изображено на каждой картинке. Сосчитайте и подберите нужную цифру.
Дидактическая игра «Божьи коровки на листочках»
Цель: упражнять детей в прямом и обратном счёте до 5, закреплять знания цифр до 5.
Задачи:
Образовательные: Упражнять в прямом и обратном счёте до 5, закреплять знания цифр до 5.
Развивающие: Развивать умение ориентироваться на плоскости, развивать интерес к математике.
Воспитательные: Воспитывать внимание, желание трудиться. Материалы: листочки с цифрами (от 1 до 5, божьи коровки с точками на крыльях от 1 до 5.
Игру можно проводить как дополнение к ООД так и во время самостоятельной деятельности детей.
Ход игры:
1. Попросить ребенка или детей сначала разложить листочки по порядку, пересчитать их. После сосчитать в обратном порядке.
2. Посадить божью коровку на свой листочек (сосчитать точки на крыльях).
3. Выложить божьих коровок по порядку.
Поисковые вопросы детям:
Воспитатель:
Подбери соседей для этой божьей коровки (с тремя точками, с четырьмя точками и т. д.).
Тренажер «Цветные ладошки»
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
- развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
- обучать счету;
- развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.
Дидактическая игра «Собери по образцу»
Цель: Формировать наглядно-образное мышление, устойчивость и произвольность деятельности (творческая фантазия и креативные способности). Учить анализировать расположение фигур. Составлять фигуры-силуэты, ориентируясь на образец, сравнивать конфигурацию, находить в фигурах общее и различие.
Оборудование: образец, набор геометрических фигур (круги, квадраты, овалы, треугольники).
Ход игры: 1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен предмет на образце?».
Затем дети определяют - какого цвета фигуры. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).
2. Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.
Дидактическая игра «Найди пару варежек»
Программные задачи: Формирование навыков нахождения различия и сходства между предметами по характерным признакам, развитие концентрации внимания.
Материал: карточки в форме варежек.
Ход игры: Предложить детям каждой рукавичке найти пару, например, по цвету, по одинаковому узору.
Дидактическая игра на логическое мышление
Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
Задачи:
- закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:
- обогащать знаний о предметном окружении;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.
Материалы: конверт с карточками и фишками, магнитная доска, одна карточка и фишка с магнитной лентой.
Игровое правило: закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.
Игровое действие: находить и закрывать ненужные предметы.
Задачи, решаемые в процессе дидактических игр :
• 1. Формирование познавательных способностей;
• 2. Развитие двигательных способностей, психофизических качеств;
• 3. Закрепление пройденного материала;
• 4. Развитие мышления, речи, внимания, умений и навыков, памяти.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Итак, я хочу закончить свое выступление словами:
«Обучая детей в процессе игры, будем стремиться к тому, чтобы радость игр перешла в радость учения! Учение должно быть радостным!»
«Расскажи –и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Конфуций
Список используемой литературы:
1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.
2. Математика от трех до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов)
3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М. Просвещение, 1987
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду
5. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду - М: Академия
6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988.