Муженникова Светлана Александровна
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео - и аудиосредствами, доступности интернета, обилия информации стало замещение чтения литературы просмотром мультфильмов и компьютерными играми, что само по себе недопустимо. Конечно, нельзя допускать принижение роли различных развивающих и познавательных конвентов. Но надо помнить, что именно легкость и доступность служит главным приоритетом при выборе того или другого занятия не в пользу чтения. Так как чтение и осмысление прочитанного - это большой труд. Человек, который умеет читать, не всегда умеет работать с книгой. Важно понять прочитанное, осмыслить его, связать полученные знания с жизнью. К. Д. Ушинский отводил огромное значение чтению, как одной из составляющих процесса формирования личности. Опросы родителей дошкольников показали неутешительные результаты. Далеко не все читают детям дома книги, оправдываясь нехваткой времени, большой занятостью. В некоторых семьях вообще нет детской литературы. Этот пробел необходимо заполнить. И если родители не придают этой проблеме должного значения, решение этой задачи должен взять на себя педагог. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо отводить чтению как можно больше времени. Процесс чтения не должен быть механическим. Эффективным является только то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому должен быть подготовлен.
Публикация «Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. В каждом дошкольном учреждении создание книжного уголка является необходимым условием функционирования успешной предметно-развивающей среды.
Педагогам необходимо тщательно подбирать и обновлять его содержимое, учитывая возраст детей группы, их интересы, темы лексических периодов, пройденный на занятиях материал. Книжный уголок это специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее.
Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточенно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. В уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Кроме того, педагогу необходимо самому демонстрировать ребенку модель поведения при проявлении интереса к книге и бережного отношения к ней. Дети довольно быстро усваивают ее и в дальнейшем сами ведут себя соответственно.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы. Младший дошкольный возраст, это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение;
Поскольку одна из педагогических задач - прививать детям интерес к книге, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек, с книжками-игрушками, мягкими книжками, изданиями с механическими музыкальными и звуковыми эффектами и т. д. Иллюстрации для детей, младшего дошкольного возраста особенно, должны быть яркими и достоверными
Середина дошкольного возраста педагогической наукой классифицируется как оптимальный период для воспитания и обучения ребенка. И отношение к книге, к чтению у детей начиная со среднего дошкольного возраста иное. Ребенок уже не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий. Подобная эмоциональность и активность связаны с целым рядом изменений, которые возникают в развитии детей, начиная уже с четырех лет. У ребенка появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте, формируется способность мысленно входить за пределы привычного, знакомого окружения.
Детей необходимо знакомить с разными жанрами, поэтому во все хрестоматии по детской литературе, соответствующие ФГОС, включены народные песенки, небылицы, считалки, загадки, скороговорки. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру, учат замечать характерные особенности животных, растений, сезонные изменения в природе. Очень часто дети начинают придумывать загадки сами. Это способствует активизации мышления детей.
Позднее у ребенка появляется интерес к слову. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря этому ребенок легко заучивает и по многу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшается звукопроизношение и дикция. Эти процессы имеют огромное значение для успешного овладения грамотой. Вскоре дети начинают проявлять интерес не только к речи, но и к буквам. В детских книгах ребенок начинает рассматривать на только иллюстрации, но и разглядывает текст, отыскивает знакомые буквы.
Такой интерес надо всячески укреплять и поддерживать, ведь тогда процесс запоминания букв пойдет быстрее и без нажима со стороны взрослых. В старших группах целесообразно в непосредственной близости от книжного уголка разместить наборы кубиков с алфавитом, магнитные доски с наборами магнитных букв и тому подобные атрибуты.
Дети самостоятельно с интересом экспериментируют с буквой, составляют первые слоги, затем и слова.
Важным условием успешной педагогической работы с дошкольниками является сопровождение чтения различными игровыми действиями. Дети старшего дошкольного возраста способны многократно слушать произведение, которые им нравиться и при этом сохранять непосредственность эмоционального переживания. В формировании интереса к чтению и книге немаловажное значение имеют выбранные игровые приемы. Например: «эстафета» (воспитатель начинает ребенок продолжает, «подбери рифму», «придумай, что было дальше» и т. д.
Кроме того, целесообразно устроить в группе театрализованный уголок с костюмами, декорациями, наборами кукол сказочных персонажей. Дети с удовольствием примеривают на себя роль полюбившихся героев, разыгрывают сюжеты знакомых сказок.
Во время чтения, если есть такая возможность, лучше рассмотреть и сравнить иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги для закрепления эмоционального отклика на произведение можно предложить детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают на себя роль художников- оформителей. Кроме того в уголке рисования необходимо сделать так, чтобы ребенку были доступны и раскраски по теме произведения.
Особое значение при работе с книгой в дошкольном учреждении принадлежит речи педагога.
Выразительное чтение вслух, это один из действенных методов, который способствует правильному формированию интереса к книге и развитию литературного вкуса в раннем возрасте. Такое чтение способствует развитию образного мышления ребенка, воздействует на его эмоции и восприятие, помогает вызвать у ребенка желание вновь прослушать знакомое произведение. Также чтение вслух приучает дошкольника к внимательному слушанию текста. Применение данного метода имеет определё нные правила: чёткая и правильная речь читающего, спокойное чтение и соблюдение пауз. Читая по книге, взрослый должен смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на содержание текста. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка. В работе с дошкольниками лучше выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным и ярким сюжетом.
Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества. Не жалейте времени и сил для общения с ребенком посредством книги, тогда его развитие будет своевременным и полноценным. Читайте детям больше и чаще!