Юлия Воржакова
Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка в саду и дома»
Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка в саду и дома»
Форма проведения: нетрадиционная.
Участники: родители, воспитатели.
Задачи:
• Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
• Формировать сплоченность родительского коллектива и всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.
• Развивать самокритичность и умение оценивать себя как родителя, дать оценку своей воспитательскую деятельность.
Повестка родительского собрания:
1. Приветствие родителей.
2. Упражнение для родителей «Мои сильные и слабые стороны».
Публикация «Родительское собрание „Эмоциональное благополучие ребенка в саду и дома“» размещена в разделах
3. Практическое задание для родителей: «Каким я вижу будущее своего ребенка».
4. Игра для родителей на внимание.
5. Психологические ситуации.
6. Памятка "Как выстроить доверительные отношения с ребенком".
7. Разное.
Ход мероприятия:
Быть маленьким идеальным мальчиком -
это просто: не разбрасывать игрушки,
не сажать занозы,
слушать маму, бабушку, но не чужого дядю
и не бояться буки под кроватью,
не брать конфет из рук незнакомцев,
не запирать в шкафу домашних питомцев,
Мыть руки перед едой, закрывать за собой двери.
Таких детей не бывает. Я не верю.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей сегодняшней встречи «Эмоциональное благополучие ребенка в саду и дома»
и пройдет она в нетрадиционной форме. Мы с Вами сегодня и побеседуем, и поиграем, и чему-то научимся друг у друга.
2. Упражнение для родителей «Мои сильные и слабые стороны».
Каждый родитель ждет от своего ребенка хорошего поведения, правильных поступков, пытается сравнить своего ребенка с другим. Каждый раз, когда вы делаете замечание своему ребенку, вы не задумываетесь о том, что и у вас не все поступки так хороши, решения правильны. А сейчас, я вам предлагаю поиграть вместо детей. Вам необходимо будет передавать магический шар, который как вы уже заметили разделен пополам по цветам-черный и белый. Этот шар передается из рук в руки по кругу, когда шар попадает в ваши руки каждый называет одну свою сильную сторону, ну и слабую тоже. дальше своему соседу.
Как часто родители ждут чего-то от своих детей, хотят, чтобы они соответствовали их внутренним идеалам, воплощали цели их жизни! Забывая при этом, что каждый ребенок - это отдельная личность со своим характером, способностями, устремлениями и мечтами.
Часто у нас в голове формируется некий образ идеального ребенка, и если чадо не соответствует ему, мы испытываем разочарование. Нам хочется, чтобы темперамент ребенка и его характер соответствовали нашим представлениям о том, как должно быть. Или мы хотим, чтобы наш ребенок занимался чем-то, например, музыкой, уже видим его на сцене в консерватории в своих мечтах, но вдруг оказывается, что ему это вовсе неинтересно. И снова разочарование родителей.
3. Практическое задание для родителей: «Каким я вижу будущее своего ребенка».
Каждый из вас, уже ни раз представлял себе будущее своего ребенка.
Кто-то хочет, чтобы ребенок был врачом или пожарным, стюардессой
или летчиком. И все вы видите ребенка счастливым.
Мы предлагаем вам еще раз подумать, кем бы вы хотели видеть ребенка в будущем и постараться изобразить это в виде ваших творческих работ. (рисунок, небольшое сочинение)
4. Воспитатель: Ваш ребенок посещает группу и каждый из вас причастен к её жизни. И вы наверняка знаете всех детей группы. Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечаете.
- Кто самый старший в группе?
- Кто самый младший в группе?
- Кто не любит сидеть на месте?
- Кто самый дружелюбный?
- Кто часто приносит в детский сад игрушки?
- У кого самые длинные волосы?
- Кто самый любознательный?
- Кто самый молчаливый?
- У кого самая стильная прическа?
- Кто в группе ходит в рубашке?
- Сколько в группе мальчиков и девочек?
5. Воспитатель:
С детскими капризами приходится сталкиваться большинству
родителей.
Давайте разберём две конфликтные ситуации.
Ситуации для анализа 1:
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя.»
Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.
Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.
Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.
Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.
Ситуации для анализа 2:
Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»
А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»
В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?
РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.
Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»
6. Памятка "Как выстроить доверительные отношения со своим ребенком".
• Устраните из вашего общения с ребенком те способы или формы воздействия, которые вызывают у малыша протест или негативную реакцию.
• Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакций и поведения.
• Помните: насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения дошкольника.
• Если не знаете, как воздействовать на ребенка, ничего не предпринимайте, остановитесь!
• Если в процессе общения с детьми (одним ребенком) произошел инцидент, возникли трудности, устранить которые сразу не получается, проигнорируйте их и продолжайте вести себя так, как будто нечего не произошло, либо переключитесь на что-нибудь другое, успокойтесь. Затем постарайтесь проанализировать этот случай и понять поведение малыша.
• Исключите ваши отрицательные эмоции на момент общения с ребенком, так как они невольно будут влиять на его состояние, как бы заражая малыша негативизмом.
7. Разное.
На этом наше собрание подошло к своему завершению. Мы благодарим Вас за активное участие в нашем собрание.