Виктория Гмыря
Родительское собрание во второй младшей группе «Математические игры — средство интеллектуального развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи мероприятия: Знакомство родителей с содержание курса математики по программе «От рождения до школы», организацией и проведением занимательных математических игр с детьми дома.
Подготовительная работа:
Памятки для родителей.
Подборка дидактических игр
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Математические игры — средство интеллектуального развития ребенка“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игрушки. Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Материал к собранию: мяч, волшебный мешочек, геометрические фигуры, магнитные фигуры, флажки разного цвета, «Тико» конструктор, маршмеллоу, спагетти.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас в нашей школе «Заботливых родителей».
Приятно, что Вы выбрали время, значит, Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребёнка и стремитесь приобрести знания в этом вопросе.
Сегодня мы предлагаем обсудить вопросы развития элементарных математических представлений у детей младшего возраста.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только.
Современное содержание дошкольного образования представлено пятью образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.
Я предлагаю вам побыть сейчас детьми и побывать в стране под названием «Математика». Вам будут предложены задания на логическое, творческое мышление и пространственное воображение. Все задания непосредственно связаны с математикой. Предлагаем Вам проверить свои математические способности.
1 этап.
Разминка
Предлагаю составить пословицы и поговорки, я начну, а вы продолжайте:
-Ноль…без палочки.
-Один ум хорошо, а …два лучше.
-Один за всех, …все за одного.
-Лучше один раз увидеть, …чем сто раз услышать.
-Трус умирает сто раз, …а герой- один раз.
-Два сапога-…пара.
-Палка о …двух концах.
-Старый друг…лучше новых двух.
-Скупой…платит дважды.
-Обещанного…три года ждут.
-Знать как…свои пять пальцев.
-Семеро с ложкой-…один с сошкой.
-Семь бед-…один ответ.
-За семью …печатями.
-Семь раз отмерь … один раз отрежь.
-За тридевять …земель, в тридесятом царстве.
-Он не из трусливого…десятка.
Педагог: Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать дошколят, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
2 Этап.
«Разогрев ума»
1 Задача
1) На столе 4 яблока. Одно из них разрезала пополам. Сколько яблок на столе? (4)
3) Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, т. к. между ними ночь)
4) У семерых братьев по одной сестре. Сколько сестер? (1)
5) У зайца было 7 морковок. Он съел все, кроме 4. Сколько морковок осталось? (4)
6) Две сардельки варятся 6 минут. За сколько минут сварятся 8, таких же сарделек (6 минут)
2 Задача
Считаем гостей и стулья
На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.
Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях.
И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.
Вопросы. Сколько стульев было занято? (9)
Сколько было гостей? (8)
3 Задача
Пчелы угощают зверей
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.
Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы. Каким по счету примчался к улью заяц? (Третьим.)
У кого была самая маленькая посуда? (У белки.)
У кого была самая большая посуда? (У медведя.)
Молодцы, немного размялись. Вы поняли, и мы продолжаем наш разговор о математическом развитии детей среднего возраста.
ЗАДАЧА №1
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.
ВОПРОС: Сколько зверей встретил колобок? (4) Сколько раз он мог уйти? (5)
ЗАДАЧА №2
Посадил дед репку – выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет – потянет, вытащить не может. А вытащили репку тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка.
ВОПРОС: Сколько человек тянули репку? (3) Сколько животных помогали тащить репку?
ЗАДАЧА №3
Жила – была в деревне девочка. Хвали ее Машенька. Пошла она как – то в лес за грибами, да и заблудилась. Ходила – ходила по лесу и наткнулась на дом. Постучала – никто не отвечает. Зашла и видит: стоит большой стол, а возле стола стулья. Первый стул высокий, второй - пониже, а третий – самый низкий.
ВОПРОС: Каким был первый стул по высоте? (высокий). А которым по счету был самый низкий стул? (3)
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
3 Этап.
Подвижный
(предложить выйти на ковёр)
Игра с мячом «Отвечай быстро» (мяч бросаем в руки)
- Сколько пальцев у человека?
- Сколько углов у прямоугольника?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько углов у круга?
- Сколько огней у светофора?
- Сколько ушей у зайца?
- Сколько у тигра лап?
- Сколько лапок у птицы?
Игра «Что длиннее» (мяч перекатываем по полу ногой)
— Сапоги длинные, а ботинки… (короткие).
— У футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные).
— Гольфы длинные, а носки… (короткие).
— Шорты короткие, а брюки… (длинные).
— Платье длинное, а юбка… (короткая).
— Пальто длинное, а куртка… (короткая).
4 Этап.
Геометрический
(предложить присесть на свои места)
Игра «Волшебный мешочек»
Игроки по очереди опускают руку в мешочек с геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, называют её, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Следующая игра «Найди предмет по форме»
Родители выбирают геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, треугольник, овал). Ваша задача найти в окружающем пространстве предметы такой же формы, которую вы выбрали. Родители по очереди называют предметы, выделяя и называя его форму.
Игра «Прятки»
Те фигуры, которые обучающиеся достали из «волшебного мешочка» воспитатель ставит к себе на стол и просит детей запомнить их, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После дети должны определить, какая фигура «спряталась».
5 Этап.
Внимание
(предложить встать около стульев)
Игра «Разноцветные флажки».
Сначала отгадайте загадки:
*** Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)
Выставляются флажки соответствующего цвета.
*** Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зелёный цвет)
*** Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный цвет)
*** Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий цвет)
Веселая, подвижная игра-разминка для детей, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета. Описание игры: Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п.
6 этап.
«Смекалка»
Задание с «ТИКО» конструктором:
По образцу сделать из «ТИКО» конструктора предмет.
Задание для родителей:
Построить из спагетти и 1маршмело башню. У кого выше, тот и победил.
5. Подведение итогов
Уважаемые родители. Вам понравилась наша встреча? Как вы думаете, нужна ли Вашим детям в этом возрасте математика?
Хочу Вам еще раз напомнить, что обучение будет эффективным на фоне комфортного эмоционального состояния ребенка и обязательно в игре. Играя, ребенок познает мир, а заканчивая наше сегодняшнее мероприятие, я хочу сказать так: ребенок познает математику.
Уважаемы родители, нам очень приятно работать с вами.
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана
Уж много сотен лен.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
А первый поезд, самолет,
Ракета в первый путь,
Без математики, друзья,
Могли с пути свернуть…
«Хвала науке из наук» -
Мы скажем не тая.
И потому учить ее
Обязанность твоя!
С МАТЕМАТИКОЙ ДРУЖИТЕ, ЗНАНИЯ СВОИ КОПИТЕ.
ПУСТЬ ПОМОЖЕТ ВАМ СТАРАНЬЕ, ПАМЯТЬ, ЛОГИКА, ВНИМАНИЕ!
Приложение №1.
Памятка для родителей. В дошкольном возрасте ребёнок должен выделять и знать: круг, квадрат, треугольник. В начале, необходимо познакомить ребёнка с геометрическими фигурами их названиями и особенностями. Образцами объёмных фигур могут стать кубик и мяч. Не торопите ребёнка, переходите к другой форме только после полного усвоения предыдущей.
Способы определения формы:
1. Наложение фигур.
2. Прикладывание к эталону (образцу).
3. Обведём контура пальцем.
4. Ощупывание.
5. Сопоставление элементов фигур.
После усвоения практических действий ребёнок может узнавать любую фигуру. Упражняйте узнавание, угадывание формы в различных играх.
1. Найди фигуру.
2. Найди такую же фигуру как эта.
3. Приложи к рисунку фигуру похожую на рисунок.
4. Что бывает… (круглым, квадратным?
Изучаем цвета. В дошкольном возрасте ребёнок должен узнавать, отличать, узнавать, называть и соотносить такие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Не добивайтесь сразу запоминания цветов: главное – их различение и узнавание.
Игры дома, на прогулке, в магазине:
• Что бывает круглым? (квадратным, треугольным и т. д.)
• Назови все предметы вокруг зеленого цвета? (желтый, красный и т. д.)
• Что больше апельсин или мандаринка?
• Что слаще апельсин или мандаринка? А какая по вкусу мандаринка? Если мы в компот бросим соль, а в суп сахар?
• Что больше маленький слон или большая мышка (медведь живой или игрушечный?
• Где лежит игрушка?
Найди предмет такого же цвета.
Разложи по цветам.
Играйте вместе с детьми! Поощряйте интерес ребенка к предметам окружения и не ленитесь отвечать на его вопросы, больше сравнивайте, сопоставляйте и экспериментируйте и тогда Ваш малыш будет считать мир ярким и интересным!