Ольга Шаихова
Родительское собрание «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»
▼ Скачать +Заказ
Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.
Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Задачи:
• оказать родителям методическую помощь в вопросах определения выбора взаимоотношений с детьми,
• обсудить вопрос влияния внутрисемейных отношений на эмоциональное самочувствие ребёнка, создание доброжелательной атмосферы в семье,
Публикация «Родительское собрание „Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
• познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.
Участники: заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатель группы, родители воспитанников.
Ход мероприятия:
Приветствие родителей, объявление темы и цели родительского собрания.
Упражнение «Детство»
Детство — самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, беззаботное, радостное…
Продолжите этот ряд определений. (Родители продолжают.)
Но для некоторых детей детство бывает трудным, прежде всего, по вине окружающих взрослых. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения.
Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Чувства играют исключительную роль в его жизни. Они окрашивают его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребёнка к окружающему миру.
Очень важно, чтобы у ребёнка в дошкольный период развивался положительный образ «я» — чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье.
Задача семьи — поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе. Это возможно в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности, помогают в них расти, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребёнка к новым победам.
— Как вы считаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
(По ходу высказываний родителей, старший воспитатель фиксирует мысли на мольберте-доске.)
• Психологический климат семьи;
• Оценка и самооценка ребёнка;
• Успешность социальных контактов со взрослыми;
• Успешность в деятельности;
• Взаимоотношения со сверстниками.
1. Вопрос. В чём заключается роль родителей для создания эмоционального благополучия детей?
2. Вопрос. Как вы понимаете термин «психологическая родительская поддержка»?
Педагог записывает на доске версии родителей. Родители обсуждают.
Делают вывод:
Родительская поддержка — это процесс, в ходе которого родитель подчеркивает достоинства ребёнка с целью укрепления его самооценки.
Родители должны помочь ребёнку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации.
Но для этого родители сами должны почувствовать уверенность; должны научиться понимать себя и достигнуть самоуважения.
Ребёнок может утратить уверенность в собственных силах, если:
• Завышенные требования родителей;
• Соперничество братьев и сестёр (ситуация, когда родители сравнивают детей друг с другом);
• Родители не обращают внимание на чрезмерные амбиции ребёнка (что то не получается и ребёнок уже не соглашается играть в другую игру)
Помощь родителей – подчёркивать способности и возможности детей.
Педагог и родители делают вывод: поддержка ребёнку крайне необходима. Она является важнейшим фактором, способным улучшить взаимоотношения между ребёнком и родителями.
3. Вопрос. Эмоции.
Моделирование ситуаций
Родители по желанию принимают участие в инсценировании ситуаций: ребёнок, играя, разбил вазу.
Задание 1.Покажите свою реакцию на ситуацию, если у вас в тот момент было прекрасное настроение. — Что бы вы сказали ему? Каким тоном?
Задание 2.Покажите свою реакцию на ту же ситуацию, если у вас в тот момент было мрачное расположение духа, вы были подавлены.
Итак, какое значение имеет душевное равновесие взрослого для эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребёнка в семье?
-Что должны делать родители, чтобы сохранить положительное эмоциональное состояние ребёнка?
Главные задачи родителей:
-создавать оптимальные условия для роста и развития своего ребёнка;
-удовлетворять его естественные потребности;
-обеспечивать безопасность;
-обеспечивать адаптацию к жизни;
-воспитывать своего ребёнка.
Семья –это сила, единство, мощь и, конечно, же ядро нашего общества.
Какой же вы представляете себе семью?
Игровое упражнение «Семья – какая она?»
Предлагаю разделиться на две группы.
Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы.
Задача родителей: изобразить одной подгруппе современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций, а другой идеальную семью, написав тезисы, определяющие особенности семей.
Через 10 минут совместной работы каждая группа рассказывает о своём представлении семьи.
В современном мире идеальные семьи являются исключением. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители стараются дать ребёнку, при этом погрузившись полностью в работу, уделяя минимальное количество времени своему ребёнку.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Подведение итогов встречи
Развитие ребёнка – сложный, определяемый многими факторами процесс. Опыт свидетельствует: особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности.
Если между супругами царят доверие, взаимопонимание, если их взгляды схожи, то тревожность и конфликтность ребёнка снижаются, он не испытывает чувства неполноценности, улучшаются его отношения с окружающими (с близкими родственниками, воспитателем, друзьями, он становится более собранным, организованным, чувствует себя защищенным.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями
Если вы, общаясь с ребенком, хотите сохранить его эмоциональное благополучие, то эти правила именно для вас.
(Родители вынимают из Чудо Мешочка правило и зачитывают его вслух.) Приложение 1
Проводится пальчиковая гимнастика «Моя Семья»
Рефлексия
Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на встрече? (В качестве решения собрания родителям предлагается памятка. Приложение 2)
Наша встреча подошла к концу. Благодарим вас за активное участие в обсуждении этой темы. Желаем успехов и благополучия в ваших семьях.