Дженнет Ильясова
Родительское собрание в старшей группе «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму»
Цель: ознакомление родителей с практическими методами подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи:
- рассказать родителям о важности развития мелкой моторики детей.
- дать рекомендации по проведению игр и упражнений, способствующих развитию ручной умелости.
- показать работу, проводимую в группе, по подготовке руки к письму.
Форма проведения: дистанционная, через приложение WhatsApp, в группе «Звездочки».
Дата проведения: 27.01.2021
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму“» размещена в разделах
Участники: воспитатели и родители.
Предварительная работа: папка передвижка «Как подготовить руку дошкольника к письму в домашних условиях», буклет «Играя - готовим руку к письму», памятка «Весёлые прописи».
Повестка собрания
Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Представление воспитателем темы собрания.
Основная часть.
1. Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития
мелкой моторики у детей старшей группы».
2. Проведение воспитателем практикума с родителями по освоению ими приёмов развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, с помощью бумаги – оригами, с помощью графического диктанта.
3. Рекомендации для родителей. Обмен опытом.
4. Разное (Выступление Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса – Суховатой И. Н.)
Заключительная часть.
Ход родительского собрания
- Уважаемые родители, добрый день! Мы рады Вас приветствовать на родительском собрании «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму».
Конечно, нас с вами волнует один и тот же вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка, как правильно подготовить его к школе. И сегодня ваше внимание хочется обратить на подготовку руки ребёнка к письму перед школой.
Во-первых, потому что требования к детям, поступающим в современный первый класс, намного выше, чем 10-20 лет назад. И, чтобы у первоклассника не было ощущения того, что он отстаёт, не успевает, как раз и необходима подготовка руки к письму. Подготовка - это полшага на пути к красивому почерку.
Во-вторых, развитие мелкой и крупной моторики напрямую связано с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность.
Письмо - сложный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния в школе. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение.
Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги). Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме : детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от её систематичности и регулярности.
Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
-Пальчиковая гимнастика.
-Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
-Занятия с пластилином.
-Шнуровки. Застёжки.
-Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
-Игры с мозаикой.
-Вырезание ножницами.
-Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т. д.
-Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликация.
-Графические упражнения. Штриховка.
-Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Остановимся более подробно на некоторых приё мах:
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие. Детям предлагается: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т. д. Надо помнить, что все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослого!
Вырезание ножницами.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно. Симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.
Вместе с тем, оно способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
Графические упражнения. Штриховка.
Выполняются на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.
Штриховка — одно из важнейших упражнений.
Правила штриховки:
-Штриховать только в заданном направлении.
-Не выходить за контуры фигуры.
-Соблюдать параллельность линий.
-Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Графический диктант.
Графический диктант – это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Это игровой способ развития у 5 – 7 летних детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить неправильную линию. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает изображение с образцом).
Обратите внимание на посадку ребёнка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Помните, что во время занятий очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого. Занятие для ребёнка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребёнка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - Суховатая Ирина Николаевна.
Известно, что права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители). Именно поэтому необходим человек, который ежедневно будет помогать в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.
Уполномоченный рассматривает обращения участников образовательного процесса, касающихся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.
В нашем детском саду есть почтовые ящики для письменных обращений. Эти ящики находятся при входе в группу 01, ящик при входе в группы 02, 03, ящик для письменных обращений центральный вход.
Личный приём в помещении группы 03 по средам с13-14.
Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных органов Дошкольной организации, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности. Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц.
Благодарим за внимание. Желаем Вам приятного и полезного общения с детьми.