Климашина Ольга
Родительское собрание в старшей группе «Подготовка руки дошкольника к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подготовка руки дошкольника к письму» (старшая группа).
Докладчик воспитатель – Климашина О. Н.
Уважаемые родители!
Мы рады, что вы отложили свои дела и нашли время заглянуть к нам.
Тема моего доклада «Подготовка руки дошкольника к письму».
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Подготовка руки дошкольника к письму“» размещена в разделах
С тем, что дети неправильно держат ручку, когда пишут, родители и учителя сталкиваются и в дошкольном возрасте, и в младших классах. И потом для того, что бы достичь правильного захвата, уходит много времени. Родители задаются вопросом : переучивать ребенка или нет? Многие, мотивируя тем, что их ребенку удобнее захватывать ручку так, как он хочет, пускают это на самотек. Но ребенок учится неправильному захвату намного раньше, чем берет в руки карандаш.
Важно! Родители должны очень внимательно следить уже за тем, как малыш берет погремушку, калякает мелками или красками, занимается лепкой из пластилина. Именно эти занятия и подготавливают ручки крохи к письму.
Лет с 4-х, многие дети не правильно выставляют пальцы на ручке, кто-то очень сильно сжимает письменные принадлежности, а некоторые зажимают ручку в кулак. Ребенку нельзя позволять брать ручку как ему хочется! А когда он уже привык неверно держать ручку или карандаш, то не стоит рассчитывать, что он самостоятельно исправит захват. И чем быстрее мамы и папы поймут, как научить ребенка правильно держать карандаш, тем проще будет научить его правильному захвату.
Важно! От неправильного умения обращаться с ручкой, может пострадать осанка, развиться сколиоз, возникнуть проблемы со зрением. К тому же, рука, которая неправильно захватывает ручку, будет намного быстрее уставать, что может негативно повлиять на успеваемость в школе.
Что бы понять, по правилам ребенок держит ручку или нет, нужно внимательно понаблюдать за ним при письме. Итак, самые яркие предвестники того, что малыш неправильно держит ручку, это:
- зажимает письменную принадлежность в кулак, держит в «щепотке», большой палец ниже указательного, ручку поддерживает не средний, а указательный палец;
- держит пальцы слишком близко к ее нижнему стержню или наоборот, высоко;
- верх ручки направлен в другую сторону от плеча, а при правильном захвате, должен направляться к плечу;
- слабый или наоборот, слишком сильный нажим при письме;
- если ребенок во время рисования поворачивает сам лист, а не кисть руки, это тоже говорит о неправильном захвате.
Несколько способов, как научить ребенка правильно держать ручку.
Мелки. Самым первым способом как научить ребенка правильно держать ручку – это рисование цветными мелками. Нужно для этого разломать мелки на небольшие кусочки по 3 см и дать ими порисовать. Кусочки такой длины в кулак не взять, и ребенок возьмет его сам как нужно, тремя пальчиками.
Яркая точка. Довольно простой способ научить ребенка, держать корректно ручку - это нарисовать на верхней фаланге среднего пальца цветной круг, и «уложить» в него ручку. Такую же отметину нужно нарисовать и на карандаше в том месте, где он соприкасается с пальчиком.
Убегающая салфетка. Очень действующий способ – взять половину простой салфетки и положить ее в кулачек ребенку. Целая салфеточка для него получится большой и неудобной, поэтому и берем только половину. Затем попросить эту салфеточку прижать к ладони двумя пальчиками – мизинцем и безымянным. А оставшимися пальчиками (остались 3) просим ребенка взять ручку так, чтобы наша салфетка не убежала. Как ни странно, ребенок при таком способе довольно легко и быстро берет ручку правильно.
Играем в дартс. При метании дротиков, пальцы располагаются на нем точно так же, как при письме на ручке. Поэтому, с ребенком представляем, что карандаш это дротик, а лист бумаги – важная цель, и плавно попасть по ней вашим «дротиком» - просто необходимо. С помощью такой игры пальчики сами становятся так, как нам нужно.
Пальцы-пинцеты. Для этой обучающей игры лучше подойдет ручка. Нужно взять ее тремя пальчиками, которые используем при письме за верхний край и упереть в стол. Затем пальчиками плавно скользнуть по ручке, и они сами займут нужное положение для письма.
Альтернативные способы, чтобы научить правильному захвату, обучить ребенка, как правильно держать ручку, возможно и при помощи специальных канцтоваров. Их производители выпустили учебные насадки на ручки и карандаши. Сделаны они в форме забавных зверьков. В таких насадках предусмотрены специальные отверстия для пальцев, и поэтому взять их неправильно практически невозможно. Так же производители выпустили трехгранные карандаши и ручки с углублениями для пальцев.
Какую ручку использовать ребенку для письма? В том, как научить ребенка правильно держать ручку, важен выбор самой ручки. Но изначально, ребенку нужно давать для письма карандаш. Затем переходить к ручке с резиновым упором, чтобы пальчики не скользили. Наиболее удобная, конечно же, шариковая. Цвет пасты желательно выбрать темно-синий или темно-фиолетовый, но, ни в коем случае не светлый. Когда ребенок пишет светлой пастой, он сильнее надавливает на ручку. Важно, что бы ручка писала мягко, без нажима. Интересно! Самая приемлемая длина ручки – 15 см., а ручки, которые длиннее или короче опять же приведут к неправильному захвату. Слишком толстые или тонкие – тоже не годятся. Ручка не должна быть толще 7 мм. Важно! Строго противопоказаны ручки подарочного варианта. Многие мамы, для того, что бы привлечь ребенка к письму, покупают ручки с игрушками. Это тоже строго запрещено, ведь такие ручки не только отвлекают внимание детей, но и делают перевес в верхней части, что опять же, не исправит неверный захват. Для того, что бы научить ребенка правильно держать ручку и карандаш, выработать каллиграфический почерк, нужно с ранних лет развивать его мелкую моторику. Для этого нужно проделывать несложные упражнения:
- делать пальчиковую гимнастику, или пальчиковые игры;
- перекатывать бусинки между пальчиками и нанизывать на нитку;
- самостоятельно вырезать фигуры ножницами;
- учиться завязывать всевозможные узелки;
- учиться пришивать пуговки;
- рисовать самому и заштриховывать;
- лепить из теста или пластилина;
- заниматься на турниках, на которых нужно обхватывать что-то пальчиками.
Если следовать этим правилам, то ребенок быстро научится правильному захвату. Но при этом важен контроль взрослых. Само, обучение нужно чередовать с игрой, что бы у ребенка не пропал интерес к учебе и письму. А еще важно запомнить: что малыша проще изначально научить, правильно держать ручку, чем потом переучивать его.
Главное, проявить терпение и понимание в данной ситуации. Желаем Вам успехов!