Анастасия Клюева
Родительское собрание в старшей группе «Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Должность: воспитатель.
место работы, СП ГБОУ СОШ №8 им. С. П. Алексеева детский сад №7.
Форма проведения : родительское собрание.
Аудитория: родители детей старшей группы.
Количество участников: 15 родителей, педагог- психолог.
Задачи:познакомить родителей, как экспериментальная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов;
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях;
повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно- исследовательской деятельности ребенка;
привлечение к созданию предметно- развивающей среды в группе.
Ожидаемые результаты: родители проводят с детьми эксперименты дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности,предоставляют детям литературу, материалы для самостоятельного исследования, оказывают помощь воспитателю в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы. Тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы», «От семя до плода».
Материалы и оборудование:пригласительные для родителей, сделанные в виде открытке; ватные палочки, чашка с молоком, средство для мытья посуды, чернила ярких цветов; пустая бутылка, сода, уксус, ложка, шарики со смайликами; стакан с подкрашенной водой, подсолнечное масло, сироп, памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» см. Приложение 1.
Логика проведения:
Подготовлены столы и оборудование для проведения опытов и экспериментов.
Родители воспитанников располагаются за столы.
1 этап. Выступление педагога- психолога Каюк С. В. на тему «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности».
2 этап. Консультация воспитателя Клюевой А. А. «Детское экспериментирование. Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
3 этап. Родители разделены на группы. Первая группа проводит эксперимент «Цветное молоко»; вторая группа проводит эксперимент «Надуем шарик»; третья группа проводит эксперимент «Удивительная жидкость».
4 этап. Рефлексия. Воспитатель раздает родителям альбомы с фотографиями детского экспериментирования в группе на занятиях и в режимных моментах (см. Приложение 1).
Основная часть.
1 Выступление педагога - психолога Каюк С. В. на тему «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности».
2 Консультация воспитателя Клюевой А. А. «Детское экспериментирование. Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
«Детское экспериментирование претендует
на роль ведущей деятельности
в период дошкольного развития ребёнка»
Н. Н. Подьяков.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подьякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Приведем примеры детского экспериментирования в домашних условиях.
3 Родители разделены на группы. Первая группа проводит эксперимент «Цветное молоко» :
немного молока, чернила (можно использовать пищевые красители) разных цветов, средство для мытья посуды, ватные палочки и столовая тарелка. Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле чернил различных цветов в центр тарелки. Далее окуните ватную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок! Молоко по своей консистенции напоминает воду, но содержит жиры, минералы, витамины и другие вещества. Секрет симфонии цветов заключается в капле средства. Дело в том, что основное свойство средства– ликвидировать жиры. Когда средство помещается в молоко, его молекулы стараются атаковать молекулы жиров, в свою очередь, молекулы жиров стараются избежать «нападения». Именно этот процесс и отражает стремительное движение цветов.
Вторая группа проводит эксперимент «Надуем шарик» :
пластиковая бутылка, уксус, пищевая сода, воздушный шарик. Эксперимент начинаем с того, что наливаем в пластиковую бутылку одну и четверть чашки уксуса. Наполняем воздушный шарик тремя четвертями чашки соды и прикрепляем шарик к верху бутылки. Аккуратно позволяем соде опуститься в бутылку и следим за тем, как шарик надувается.
Третья группа проводит эксперимент «Удивительная жидкость» :
четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа. Далее предлагаю предположить, что произойдет, если все жидкости слить в один стакан. В итоге эксперимента получается следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осядет на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх. Подвести родителей к тому, что в результате у детей в процессе игры формируется понятие о различной плотности жидкостей.
Будьте предельно осторожны при проведении экспериментов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических экспериментов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!
4 Рефлексия:
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотно делятся впечатлениями.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Воспитатель раздает родителям альбомы с фотографиями детского экспериментирования в группе на занятиях и в режимных моментах.
Список использованной литературы.
1. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
3. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
4. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.