Юлия Королева
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Развитие познавательной мобильности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения : круглый стол с творческой лабораторией родителей.
Цель:
Формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Познакомить родителей с понятием «познавательная мобильность»
Публикация «Родительское собрание в нетрадиционной форме „Развитие познавательной мобильности у детей“» размещена в разделах
Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить их с методами и приёмами развития внимания дошкольников.
Дать рекомендации для родителей с целью корректировки и оказания ими помощи своему ребёнку.
Участники: родители, воспитатели, дети, музыкальный руководитель, Зам. Зав. по УВР, педагог начальных классов школы.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! В начале нашей встречи мы предлагаем поиграть. Вам нужно встать в круг и взять друг друга за руки, двигаться по кругу под музыку.
Динамическая пауза
• Выходят в круг и «ковырялочку» те родители, которые любят поспать.
• Выходят в круг и хлопают в ладоши те родители, которые любят сладкое.
• Выходят круг и танцуют те родители, которые: любят работать в огороде.
• Выходят круг и делают «пружинку» те родители, которые любят делать заготовки на зиму.
• Выходят в круг и делают «фонарики» те родители, которые любят тратить деньги.
• Выходят в круг и кружатся те родители, которые любят путешествовать.
• Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые любят своих детей. Молодцы! Замечательно у нас получилась!
Вот такой дружный коллектив здесь собрался, успешно справился с этим заданием.
Присаживайтесь на места, и мы продолжаем нашу встреча. (Родители занимают места, согласно взятому жетону (столовая, спортзал, библиотека, в результате чего образуется три рабочие группы участников собрания)
Наше родительское собрание мы назвали - «Развитие познавательной мобильности». Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.
В наше время совершенствование системы обучения постоянно усложняет и требования к личностному развитию ребёнка. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение детьми суммой знаний. Обществу нужна адаптирующаяся, мобильная личность, способная к самостоятельному выбору в ситуации принятия решений.
То есть важным становится не запоминание и закрепление готовых решений, а определённая установка, готовность к проблемному видению реальности, к умению находить адекватные способы их решения, а это возможно только при сформированной познавательной мобильности.
Под познавательной мобильностью понимается способность личности к внутреннему самосовершенствованию, основанная на потребности в саморазвитии, ориентации на познавательную и творческую активность и инициативность в приобретении и использовании новых знаний.
Идея формирования познавательной мобильности у учащихся прослеживается и в государственном стандарте начального общего образования, где под мобильностью понимается «приобретение общих учебных умений и навыков, освоение способов деятельности», а именно «умения передачи, поиска, преобразования информации»…Формирование этих обще учебных умений и навыков является приоритетом начального образования, от уровня усвоения их в значительной мере зависит успешность всего последующего обучения. В стандарте общего начального образования провозглашен деятельностный, практический подход в определении содержания образования, т. е. ребенок должен овладеть не столько определенной суммой знаний, сколько конкретными способами деятельности, применением приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, стать мобильным в этом процессе.
Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально развитые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, не боящиеся принимать нестандартные решения. Ребёнок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность.
Для становления ребёнка, как субъекта деятельности важно предложить ему активные формы обучения, представляющие возможность, самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Предлагаем вашему вниманию отгадать кроссворд (кроссворд на доске) слайд1
1. Время года после зимы. (весна)
2. Зимняя обувь малышей. (валенки)
3. Вид детской деятельности. (игра)
4. Что ребята пишут Деду Морозу. (письмо)
5. Самая большая ягода. (арбуз)
6. Что не задают в каникулы. (задание)
7. Что не любят убирать дети. (игрушки)
8. Зимняя красавица. (ель)
Зачитывается цитата: «Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так». Наш разговор пойдет о внимании и как помочь ребёнку стать более внимательным.
До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая нами тема.
Вопросы анкеты
Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий
Да.
Трудно сказать.
Нет.
Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым
Да.
Трудно сказать
Нет.
Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным
Да.
Трудно сказать.
Нет.
4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание.
Анализ анкет показал, что предложенная тема действительна актуальна.
Итоговый результат: Да-75%; Трудно сказать-15%; Нет-10%.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.
Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе обучения может возникнуть интерес, увлечение, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Наблюдая за поведением ребенка во время занятий можно узнать, какие виды внимания преобладают в деятельности ребенка. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания : объема, устойчивости, распределения, переключения. По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания. Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания. Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание у ребенка, преодолеть его рассеянность? Мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.
Практическая работа.
В каждой группе предлагается выполнить упражнение для развития внимания.
Упражнения
А) Игра «Самый внимательный»
Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.
Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки! (6шт)
Б) Зачеркни букву каторая здесь лишняя: К И О М, С О К Д, К О Т И.
Упражнения
А) Игра с запретными словами.
Скажите малышу, что слова «да» и «нет» говорить нельзя. Задавайте ему вопросы: «Вода мокрая?», «Небо голубое?», «Трава зеленая?», «Сейчас вечер?» и т. д.
Б) Составь слово из слогов : СО ЛЕ ЛО КО МА (солома, колесо)
Упражнения
А) Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.
21 12 7 1 20
6 15 17 3 18
19 4 8 25 13
24 2 22 10 5
9 14 11 23 16
Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.
Б) Зачеркни букву, чтобы найти новое слово: КРОТ, КРАНЫ, ГРОЗА, БРАК.
Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!
А теперь мы хотим предоставить слово учителю начальных классов. Он расскажут нам о школе, которую представляет, о себе, о требованиях к будущему первокласснику.
Выступление учителя начальных классов.
Уважаемые родители! Наше собрание проходит в преддверии праздника «День матери». Кого первого видит и слышит малыш? Маму! Чей голос – ласковый и нежный – баюкает и напевает мелодичную колыбельную? Мамин! Мама учит своего ребёнка первым словам, от мамы дети впервые узнают, что такое добро и зло, правда и ложь. Мама всегда рядом со своим ребёнком – когда он хочет есть, когда его что-то беспокоит, когда не с кем поиграть, когда грустно и хочется, чтоб тебя пожалели. Просто сесть рядом, положить голову на родное плечо и почувствовать исходящее от мамы тепло. Вы дорогие наши мамы – первые и самые важные учителя своего ребенка, и сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. Для вас дорогие наши мамы ребята приготовили поздравления.
1. Песня «Мама»
2. Танец «Барбарики»