Нина Авдиенко
Родительское собрание в средней группе «Гиперактивный ребенок, как быть?»
▼ Скачать + Заказать документы
как быть?»
Педагог – психолог:
Авдиенко Нина Сергеевна
г. Светлоград 2015 г.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Гиперактивный ребенок, как быть?“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Мы стали чаще сталкиваемся с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными»?
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Его симптомы всегда отмечаются окружающими ребенка взрослыми в возрасте до семи лет, обычно начиная с четырехлетнего возраста.
Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Таких детей описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна, но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения.
Следует отметить также, что выраженность гиперактивности у детей с синдромом дефицита внимания варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т. д.).
Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.
Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.
Дома дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивносью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Большинству таких детей свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдаются также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность.
Признаки нарушения внимания:
Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности;
Ему трудно поддерживать внимание во время игры или при выполнении задания;
Легко отвлекается на посторонние стимулы;
Не может до конца закончить поставленную задачу;
Слушает, но, кажется, что не слышит;
Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
Плохо организован;
Часто теряет личные вещи;
Забывчив.
Признаки гиперактивности/импульсивности :
Ребенок суетлив;
Не способен усидеть на одном месте;
Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте);
Не может тихо или спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
Болтлив;
Часто начинает отвечать, не дослушав вопрос;
С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.
Практически все дети – непоседы. Они хотят все увидеть, потрогать и попробовать на зуб. И это нормально, так ребенок развивается и познает окружающий мир. Но бывают ситуации, когда активность малыша просто зашкаливает. Вот тогда и может быть поставлен диагноз : гиперактивность.
Игры для детей дошкольного возраста должны содержать несложное игровое задание. Они доступны в помещении, просты в подготовке.
Игра «Ветерок»
Цель: контроль поведения, саморегуляция движений.
Свернуть из бумаги два кулечка, склеить. Продеть внутри каждого длинную нитку, которую потом натянуть между двумя стульями. Длина ниток, конечно, одинаковая, стулья стоят на одинаковом расстоянии друг от друга. Получилось две дистанции. Задача играющих – дуть в кулечек так, чтобы он двигался по нитке от одного стула к другому. Кто быстрее доставит кулечек к концу дистанции, тот и выиграл.
Игра-аттракцион «Петушиный бой»
Цель: снятие двигательного напряжения.
На полу (на земле) чертится круг. Внутри круга – два участника, которые стоят на одной ноге, руки за спину. Задача каждого состоит в том, чтобы вытолкнуть плечом соперника из круга.
Подвижные игры для детей с СДВГ не сразу принесут успех. Поэтому, если ребенок очень обидчив, то лучше вовлекать его в командные игры, избегая личного первенства.
«Найди отличие» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.
Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Гвалт» (Коротаева Е. В., 1997)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
«Говори!» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"
«Час тишины, час можно» (с 4 лет)
Договориться с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет чса тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать и тд. Но иногда у вас будет час можно, когда ребенку разрешается все : прыгать, кричать, бегать, брать мамины наряды, папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.
«Да! Нет!» (с 5 лет)
Дети свободно бегают по помещению и громко – громко кричат «Нет! Нет!». Встречаясь заглядывают в глаза и ещё громче кричат «Нет!». По сигналу дети продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!», заглядывая в глаза.