петрусь мария
Родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему : «Ребенок и правила дорожного движения»
Цели: сохранение жизни и здоровья детей; объединение усилий педаго-гов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распростране-ние знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
План проведения
1. Вступительное слово ведущего (социального педагога) родитель-ского собрания.
2. Этап педагогического всеобуча. Выступление заведующей.
Публикация «Родительское собрание „Ребенок и правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Родительские собрания
- Темочки
3. Этап показа практической деятельности с детьми – театрализо-ванное представление «Как колобок милиционером стал».
4. Советы психолога – как научить ребенка безопасному поведению на дороге.
5. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Организационный этап
Проведение акции «Правила перевозки детей в автомобиле» (см. прило-жение, диктофонная запись интервью с детьми по правилам дорожного движения, оформление родительских уголков по ПДД (см. приложение, вы-ставка детских рисунков по теме собрания.
Вступительное слово ведущего (социального педагога)
Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Приводит к этому и незнание ими основ правил дорожного движения, и безупречное отношение самих взрослых к собственному поведе-нию на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, особенно старшего дошкольного возраста, не осознают реальных опасностей на дороге. Дети не соблюдают правила дорожного движения, не умеют ориентироваться в си-туациях на дороге, у них нет опыта, психологической подготовленности и, что самое главное, очень часто у них нет положительного примера перед га-зами. Каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попал ребенок, - это прямой укор взрослым.
Как показывает статистика, четвертая часть от общего количества ДТП с участием юных участников дорожного движения относится к детям дошко-льного возраста.
Сегодня на собрании. Мы попробуем ответить на вопрос: как избежать опасностей на дороге?
Этап педагогического всеобуча
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА
Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пас-сажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дородного движения является ребенок. Во многих ДТП он – основной виновник. Из об-щего числа детей, попавших в ДТП, – 15–17 % – дети дошкольного возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство – дети дошкольного и младшего школьного возраста.
При анализе детского дорожно-транспортного травматизма было отмечено, что в России около 2 тыс. детей ежегодно гибнут в ДТП и более 20 тыс. по-лучают травмы. ДТП с участием детей возникают, если дети:
не глядя, выбегают на проезжую часть из-за стоящего предмета;
смотрят по сторонам небрежно;
не оглядевшись, начинают движение;
оценивают обстановку без поворота головы;
делают шаг назад, не глядя;
немедленно реагируют, когда кто-то их позовет или они кого-то уви-дят;
перебегают проезжую часть не останавливаясь;
двигаются по кратчайшему пути, а не по безопасному;
совмещают движение с разговорами, с рассматриванием яркого транс-порта или игрушек у другого пешехода;
держат руку взрослого небрежно, а порой пытаются вырваться и бегом закончить переход;
проявляют недисциплинированность, толкаются;
порой считают геройством, храбростью перебежать проезжую часть перед транспортом, на ходу сесть в общественный транспорт или выйти из него;
Этап показа практической деятельности с детьми – театрализо-ванное представление «Как колобок милиционером стал» (см. приложе-ние).
Советы психолога – как научить ребенка безопасному поведению на дороге
Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым ис-тощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному по-ведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошколь-ного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного дви-жения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не об-ладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать ско-рость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно опреде-лить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естест-венно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно не-сколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего воз-раста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т. е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.
Рост ребенка – серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрос-лые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают соз-давшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмо-ции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опас-ности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Надежное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с по-стоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, ко-гда ребенка еще водят по улице за руку, – могут создать у него привычки.
Целесообразно создавать у детей четыре вида навыков. Первый – навык наблюдения. Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают или только что скрывали движущийся автомобиль. Чтобы ребенок сам видел их в роли скрывающих: стоящий авто-бус, грузовик, забор. У ребенка, собирающегося переходить проезжую часть, при виде этих предметов должен возникать вопрос: «Что отвлекает мое вни-мание при переходе проезжей части! Осторожно – могу не заметить опас-ность!»
Родители должны показать ребенку с тротуара через дорогу автобус, на который можно было бы успеть, и рассказать ему один-два случая, когда пе-шеходы (или дети, стремясь успеть на автобус, не замечали приближающий-ся транспорт и попадали под него. Тогда, возможно, ребенок будет наблюдать внимательнее и будет видеть автобус через дорогу не только как автобус, нужный ему, но и как автобус, отвлекающий внимание от опасности.
Второй – «навык сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в би-товой среде). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре. При переходе – полное спокойствие, никакой спешки. Этот навык надо тренировать у ребенка личным примером родителей. Надо научиться себе говорить: «Петя, не спеши, минута не поможет».
Третий – навык «переключения на проезжую часть». Тротуар отделен от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него та-кой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из которых свои законы. В первом ребенок проводит львиную долю своего времени и натренировывает привычки. Во втором ре-бенок находится ничтожное время. Если бордюрный камень тротуара – гра-ница, за которой бытовые навыки не пригодны, надо научить ребенка заме-чать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
Четвертый – навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу – действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На про-езжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части смертельно опасно! Значит, на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться 10–15с., которые требуются для перехода проезжей части.
Прослушивание диктофонной записи интервью с детьми по прави-лам дорожного движения. Анализ интервью.
Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения
Улица для маленького человечка – это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, можно до-биться больших успехов в воспитании детей-пешеходов. Снизить дорожно-транспортный травматизм.
Уважаемые родители!
Мы убеждены, что вы поддержите нас в стремлении уберечь детей от опасностей, которые подстерегают их на дороге. Верим, что вы и дальше бу-дете уделять большое внимание привитию своему ребенку навыков дорожной безопасности.
Мы заинтересованы в сохранении жизни и здоровья всех членов вашей семьи, но безопасность дорожного движения во многом зависит от вас самих!
Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире!