Наталья Игоревна Костюкова
Внимание, гиперактивный ребенок!
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в ДОУ всё больше появляется детей с синдромом гиперактвности. Зачастую воспитатели и педагоги, а главное, сами родители не знают, что делать со своими детьми, как их воспитывать.
В словаре по психологии гиперактивность определяется как отклонение от возрастных норм онтогенетического развития, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Дословно гиперактивность переводится как сверхактивность.
Публикация «Внимание, гиперактивный ребенок!» размещена в разделах
Причины появления синдрома гиперактивности окончательно ещё не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития и периодами возрастных кризисов одного года, характеризующегося выражением чувств любви и зависимости. Кризиса трёх лет, проявляющегося в регулировании враждебных и агрессивных чувств и кризиса семи лет, который характеризуется проявлением половой идентификации и устойчивой самооценки.
Выделяют следующие признаки гиперактивного ребёнка :
1. Ребёнок не может оценить самого себя, понять, что он поступает как-то не так.
2. Настроение колеблется очень сильно и в малых временных пределах. На дню по десять раз могут быть и слёзы, и истерический смех.
3. Характерны мелкие нервные движения — покачивание, дрыганья ногами, кручение пальцев и т. п.
4. Все время клацает переключателем каналов телевизора, долго не в состоянии определиться и остановиться на чём-то одном.
5. Такой ребёнок легко начинает гневаться, раздражаться.
6. Самооценка чаще занижена.
7. Часто конфликтует со сверстниками.
8. Плохо переносят неудачи.
9. Вскакивает, пересаживается, залезает на шкаф в неподобающей обстановке.
10. Очень много и быстро говорит.
11. Часто лжёт, может воровать дома и других местах, слыть хулиганом.
Показательным отличием будет то, что ребёнок-холерик, если его серьёзно заинтересовать, сможет просидеть на месте более 10 минут и отвлечётся только тогда, когда сильно устанет.
В связи с возросшим количеством гиперактивных детей в ДОУ, работа педагогов и воспитателей должна строиться особым образом. В первую очередь, необходимо научить ребёнка концентрировать внимание, доводить начатое до конца, контролировать свои движения, снизить мышечное напряжение, справляться с агрессивными проявлениями, расширить поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Р. Кэмпбели считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребёнка являются :
1. недостаток эмоционального внимания;
2. недостаток твёрдости и контроля в воспитании;
3. неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
Важной задачей, стоящей перед педагогами и воспитателями, является обращение особого внимания на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятия с ребёнком. Их следует делать спокойным, но уверенным тоном, предоставлять ребёнку альтернативные способы удовлетворения его желаний.
Несмотря на все правила работы с гиперактивными детьми, необходимо подчеркнуть значимость индивидуальной работы с ними. Часто, оставаясь один на один со взрослым, ребёнок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени. На этапе индивидуальной работы можно научить ребёнка не только слушать, но и слышать, понимать инструкции взрослого, проговаривать их в слух, формулировать самому правила поведения на занятиях. На этапе индивидуальной работы необходимо выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему адаптироваться в детском коллективе. И только после прохождения индивидуального этапа, гиперактивного ребёнка можно постепенно включать в групповые занятия.
В педагогической работе с гиперактивными детьми неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела и помогают ему контролировать двигательную активность. Например, можно использовать упражнение «Черепаха», направленное на обучение навыку контролировать свои движения. На развитие эмпатии, способности получать удовольствие от взаимодействия со взрослым можно использовать упражнение «Ты не одинок». На развитие умения контролировать импульсивные действия – упражнение «Говори». На развитие внимания и умения владеть собой используют упражнение «Послушай тишину» и т. д.
И так, подводя итог, мы хотим ещё раз подчеркнуть значимость индивидуальной работы с гиперактивными детьми. Родители и воспитатели должны всегда помнить о необходимости общаться с такими детьми легко, спокойно, избегая криков и приказаний, восторженных интонаций эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребёнок очень чувствителен и восприимчив, надо правильно научиться давать ему инструкции, и обязательно проконтролировать их выполнение.
Вводить в групповые занятия такого ребёнка следует постепенно, учитывая его индивидуальные особенности. Такие, как неумение долго подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и заострять внимание на деталях.
Список использованной литературы:
1. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребёнка. - СПб. : Мирт, 1997.
2. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. - М. : Эксмо, 2004