юлия татаринцева
Родительское собрание в подготовительной группе (начало года)
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе
(начало года)
Цель: установление партнёрских отношений с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Познакомить родителей с работой психолога в подготовительной группе.
2. Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе (начало года)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Родительское собрание в начале года, знакомство
- Темочки
3. Осветить психологические аспекты подготовки детей к школьному обучению, возрастные особенности детей 6-7 лет.
Содержание:
1. Возрастные особенности детей 6-7 лет.
2. Кризис 7 лет, новая социальная роль.
3. Особенности подготовки к школе (С чего начать? Что должен знать и уметь ребенок)
4. Работа психолога в подготовительной группе.
5. Ответы на вопросы.
1. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Седьмой год жизни ребенка является продолжением важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. В это время активно развиваются воображение, внимание, речь, мышление, память.
Внимание. К концу дошкольного периода внимание становится все более произвольным, т. е. ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.
Память. Так же развивается произвольная слуховая и зрительная память, которая начинает играть одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов.
Мышление. К завершению дошкольного этапа ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к умению ребенка обобщать, сравнивать и классифицировать, а также выделять существенные признаки и свойства предметов.
Воображение. Чем больше ребенок играет, наблюдает, творит, общается, тем богаче его творческое воображение.
2. Кризис 7 лет.
Яркий признак кризиса - поведение ребенка теряет детскую непосредственность.
Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей,
они защищают ребенка от травмирующих переживаний. Эти переживания связаныпрежде всего с конкретной деятельностью: “Я хорошо (плохо) рисую, у меня получается (не получается, все умеют, а я…» Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях и соответственно относиться к самому себе.
Другие новые поведенческие характеристики хорошо заметны в домашней ситуации:
-часто словно не слышит обращение к себе;
-оспаривает необходимость выполнить родительскую просьбу или время ее исполнения;
-отказывается от привычных дел и обязанностей;
-хитрит, нарушая сложившихся правил;
-демонстрирует собственную “взрослость”;
обостренно внимателен к своему внешнему облику и одежде, отказ от «детскости.
Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.
Есть и позитивные моменты:
-заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);
-самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
-рассудительность.
Происходит смена ведущей деятельности - от игровой к учебной, новая социальная роль - ученик.
3. Особенности подготовки к школе.
Итак, начинается последний учебный год в детском саду. В следующем сентябре ребята уже отправятся в школу. В связи с этим мы, родители, все чаще задумывемся о том, как это будет, ведь налаженная жизнь полностью поменяется. Чтобы эти изменения происходили более плавно для ребенка, можно уже сейчас начинать действовать в следующих направлениях:
1. Развиваем самостоятельность у ребенка;
2. Развиваем коммуникативные компетенции ребенка;
3. Развиваем кругозор.
Конечно, это не выглядит так, будто вы посадили ребенка за стол и каждый день готовите к школе. Просто в общении, в ежедневном взаимодействии стараемся помнить, что наш малыш переходит на новую ступень развития. Если раньше по всем вопросам мы обращались только к воспитателю (А где Ванина машинка, он с ней сегодня пришел, а где Ванины носочки? и т. д., то теперь эти вопросы можно и нужно задать и самому Ване, пусть он почувствует себя взрослым и ответственным за свои вещи, за свое поведение. Можно с вечера напомнить ребенку о необходимости собраться в детский сад (приготовить одежду, игрушки). А в садике следить за порядком в своем шкафчике, за сохранностью своих игрушек.
Можно давать больше инициативы ребенку в обращении к другим взрослым (сам скажи воспитателю, попроси у продавца, расскажи врачу и т. д., потренироваться в формулировании просьб и обращений к другому взрослому.
Сейчас модно говорить, что ребенок никому ничего не должен и развивается по собственному сценарию. Однако, мы все ориентируемся на некую норму, которая позволит ребенку проще адаптироваться в школе. О том, что желательно знать и уметь к школе, я написала в памятках, у нас с вами есть целый год, чтобы всему этому научиться.
4. Работа психолога в подготовительной группе.
В начале и в конце учебного года будет проводится диагностика познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников, если в начале года она выявит некие проблемы, мы будем заниматься в индивидуальной и групповой форме с этими детьми. В середине года пройдет исследование мотивационной готовности к школе. Ну и конечно в течение всего года я буду рядом, будем вместе преодолевать трудности, плохое настроение, усталость, вместе радоваться и отдыхать. Двери моего кабинета всегда открыты и для вас, дорогие родители!
Приложение 1
Особенности подготовки к школе. Что должен знать и уметь ребенок?
Окружающий мир.
-Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.
-Знать название города, в котором живет, домашний адрес.
-Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.
-Знать название нашей планеты.
-Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.
-Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.
-Называть летние, осенние, зимние и весенние месяцы.
- Отличать хищных животных от травоядных.
-Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.
-Иметь представления о сезонных признаках природы. Называть явления природы.
Внимание.
-Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут.
-Находить 10 отличий между предметами.
-Удерживать в поле зрения до 10 предметов.
-Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
-Копировать в точности узор или движение.
-Уметь находить одинаковые предметы.
Память.
-Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.
-Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
-Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
-Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.
-Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.
-Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
-Запоминать расположение игрушек (8-10, назвать по памяти, что где находится.
Мышление.
-Объединять предметы в группы по определенным признакам.
-Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
-Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
-Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
-Решать достаточно сложные логические задачи.
-Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
-Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
Мелкая моторика.
-Правильно держать карандаш или ручку в руке.
-Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
-Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
-Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.
-Копировать с образца геометрические фигуры.
-Уметь продолжить штриховку рисунка.
-Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.
-Видеть строку и писать в ней.
Развитие речи.
-Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.
-Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.
-Составлять рассказы по картинкам
-Пересказывать небольшие рассказы.
-Выразительно рассказывать стихотворения.
Грамота.
-Уметь выделять заданный звук в потоке речи.
-Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
-Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.
-Определять количество звуков в слове.
-Делать звуковой анализ слова.
-Различать гласные и согласные звуки и буквы.
-Различать твердые и мягкие согласные.
-Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т. д.
-Знать и уметь писать ТОЛЬКО печатные буквы русского алфавита (прописным буквам учат в школе)
Математика.
-Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
-Соотносить цифру и число предметов.
-Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.
-Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
-Знать знаки <, >,+, -,=.
-Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже»…
-Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.
-Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).
-Определять время по часам.
-Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
-Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
-Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.
-Различать и называть части суток и их последовательность.
-Понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
-Знать дни недели, их последовательность.