Светлана Томенко
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада. Конец учебного года. Часть 1.
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители.
Вот и завершается первая важная ступень в жизни Вашего ребенка.
Ваш ребёнок готовится покинуть стены детского сада и приступить к покорению второй ступени – получению образования в школе. В течение всей детсадовской жизни Ваших детей педагоги нашего детского сада старались максимально передать все свои знания и умения не только детям, но и Вам, уважаемые родители. Не всё получалось с первого раза, но мы старались.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе детского сада, Конец учебного года, Часть 1,» размещена в разделах
Со стороны психолога в течение учебного года по запросу родителей были проведены мониторинги эмоционального благополучия детей, индивидуальные консультации родителей и индивидуальная работа с детьми так же по запросу родителей.
Одним из самых волнующих вопросов родителей является вопрос готовности ребёнка к школе.
К сожалению некоторые родители уделяют максимальное внимание интеллектуальной подготовке ребёнка к школе, забывая при этом, что ребёнок, прежде всего, должен быть готов к школе физиологически. Тело будущего школьника должно уметь выдерживать увеличившиеся нагрузки. Многие родители задаются вопросом : в каком возрасте отдавать ребёнка в школу? В шесть? В семь? В восемь лет?
В любом случае решение принимают родители исходя из различных факторов, но при этом важно помнить, что разница в физическом развитии между семилетками и шестилетками огромная. Даже не смотря на то, что Ваш шестилетний ребёнок по уровню интеллектуальной подготовки далеко опережает своих сверстников: умеет считать, читать и писать, а так же выучил десяток иностранных слов, это совершенно не означает, что его тело готово к учёбе. Его кости ещё слабы и эластичны, происходит их становление и скелет находится в процессе формирования. Из-за этого Ваш ребёнок в шестилетнем возрасте умеет хорошо бегать и прыгать, но вот мелкая моторика ещё не сформирована окончательно, ему с трудом удаются мелкие движения и операции с помощью пальцев и ладони, он не может писать долго и ровно. Поэтому врачи требуют чтобы шестилетний ребенок писал не больше двух с половиной минут, а читал не больше восьми минут. Иначе у него происходит нарушение дыхания, т. к от усердия и старания ребёнок во время письма задерживает дыхание, в итоге оно у него сбивается, кислород не поступает в мозг, что чревато последствиями.
Так что же значит физиологическая готовность ребенка к школе? На деле это означает, что организм здорового ребёнка к семи годам завершил определённые возрастные физиологические процессы, необходимые для начала успешного обучения в школе. В норме к ним относятся, прежде всего: укрепление иммунной системы (должен быть сформирован иммунитет для умения справляться с болезнями за 3-7 дней, укрепление костно-мышечного аппарата (должна быть выработана способность держать спину ровно во время сидения на уроке, достаточное развитие мышц пальцев руки (для длительного удержания ручки во время письма, речевой и слуховой аппарат ребенка также должен достичь должного уровня для обеспечения комфортных занятий чтением и фонетикой.
В дошкольном возрасте у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Среднестатистически этот скачок происходит в промежутке пяти-шести лет, но, конечно же, в каждом конкретном случае он будет зависеть от индивидуальных особенностей дошкольника. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, проводят тест на определение физиологической готовности ребенка к школе, который называют Филиппинским по месту, в котором он был впервые применён антропологами при обследовании большой группы детей.
Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.
Физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее. у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (пока ещё небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).
Тест на определение физиологической готовности ребенка к школе называют Филиппинским, так как впервые он был применён антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах :
1. вытянуть правую руку вверх;
2. согнуть ее над головой;
3. достать пальцами согнутой руки ухо (правой рукой достать левое ухо);
4. затем вытянуть вверх левую руку;
5. согнуть ее над головой;
6. достать пальцами согнутой руки ухо (левой рукой достать правое ухо).
Если ребенок легко достает свое ухо (не прогибаясь, не наклоняясь, значит тест — пройден.
Если с первой попытки это не получается, ребенок с трудом еле-еле дотягивается до уха, то такой ребенок физиологически не вполне готов к школе.
Помимо физической готовности к школе необходима ещё и психологическая готовность, которая подразделяется на личностную (мотивационную) и интеллектуальную.
В интеллектуальном плане у ребенка должен быть сформирован определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ребёнок может с радостью пойти в школу, но это может вовсе не означать готовность с радостью постигать новые знания. Процитирую детского психолога Л. А. Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Необходимо помочь ребё нку сформировать необходимый набор навыков и умений: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; развить аналитические навыки (умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения); развивать любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание.
К личностной потребности относится потребность общаться со сверстниками и умение общаться.
Помимо этого ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. У него должны быть в достаточной мере развиты навыки самообслуживания: первокласснику нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
Важным фактором в создании мотивации на получение школьных знаний является и поддержка родителями, их уверенность в собственных силах справиться с любой ситуацией, которая может возникнуть в школьной жизни ребёнка. А для этого родители должны излучать любовь и поддержку в отношении собственного ребёнка.
В норме все эти факторы необходимы ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.