Людмиила Сергеева
Родительское собрание в первой младшей группе «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в первой младшей группе
Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
Форма : «Посиделки в «Русской избе»
Цель:
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Углубить знания родителей об особенностях малых фольклорных форм, специфики их использования в конкретных ситуациях.
Задачи:
1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.
2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.
3. Показать родителям разнообразие приемов работы с малыми фольклорными формами.
Материал:
Анкеты, бумажные листы в форме лепестков цветов, стенд, иллюстрации потешек, карточки, цветные карандаши, листы А5, клей.
Ход собрания:
(звучит русская народная мелодия)
Хозяюшка (воспитатель I) :
Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем! Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).
Хозяюшка:
Мы рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком. Предлагаем вам поразмышлять на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. Итак, что же такое «устное народное творчество»? Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители высказывают свое мнение).
Знакомы ли вы с жанрами устного народного творчества и какие из них вы знаете? (родителям предлагаю написать на листочках-«лепестках» жанры устного народного творчества и собрать из них цветок).
Затем предлагаю родителям заполнить анкеты.
Анкета «Народное искусство в жизни вашей семьи»
Цель:
Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.
1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа?
2. Какую одежду носили на Руси?
3. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
4. Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?
5. Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?
6. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки, потешки?
7. Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?
8. Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?
9. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
10. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
11. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли о них малыш?
12. Какие народные игры Вам знакомы? Играете ли Вы в них с ребенком?
13. Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуры в детском саду? Если «Да», то почему?
14. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий?
Дискуссия.
Входит Бабушка-Забавушка (воспитатель II) :
Домом жить – не лукошко шить!
Домом жить – не развеся уши ходить!
Домом жить – обо всем тужить!
Дом вести – не лапти плести!
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
- Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
В гости к вам пришла я Бабушка-Забавушка. Зашла на огонек думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пятак подарить. Да чем богаты тому и радуемся. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла. Я вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли многие песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки. Песня входит в жизнь ребенка с колыбели, а позднее игры и занятия, труд и отдых сопровождаются песней. Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, дразнилки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей. Особой популярностью у детей пользуется сказка. В сказке, как в игре, все возможно. В народной сказке всегда побеждает правда, добро, а зло наказывается».
Бабушка-Забавушка:
«Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку».
Упражнение «Как помочь?»
Хозяюшка показывает родителям картинки с изображенными на них жизненными ситуациями и предлагает подобрать к ним малые фольклорные формы и обосновать свой выбор.
Литературный конкурс:
«Узнай и назови»
На стенде выставлены иллюстрации потешек, небылиц, закличек. У каждой иллюстрации свой номер. Зачитываю отрывки, а родители поднимают карточку с номером, под которым находится данная потешка.
Работа с игрушкой
Предъявление игрушки, выразительное рассказывание потешки об этой игрушке («Котя, котенька, коток», «Петушок, петушок», «Сорока – Белобока»).
Хозяюшка:
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
- А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам. (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла» в исполнении оркестра народных инструментов)
Рисуем книжку – малышку «Козушка – белоногушка».
Бабушка-забавушка:
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки.
Играют, играют, всех потешают.
-Взрослые и дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. До наших дней дошли игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки.
Знакомство родителей с игрой малой подвижности «Карусель».
Хозяюшка:
- Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:
И Ольга Михайловна приди,
И Елена Александровна приди,
И Инна Вячеславовна приди,
И Наталья Борисовна приди,
А Людмила Николаевна – ну, пожалуйста,
Стала Хозяюшка гостей угощать:
Елене Александровне блин,
И Инне Вячеславовне блин,
И Ольге Михайловне блин,
И Светлане Николаевне блин,
А Наталье Борисовне– мятный пряничек.
- Сегодня блины у нас за столом горячие да румяные, душистые да маслянистые. Угощайтесь на здоровье!
«С чая лихо не бывает!» - так в народе говорят.
«Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд».
(Чаепитие у самовара)
Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку. Ваш малыш будет гордиться Вами еще больше. А ещё мы надеемся на то, что эта наша встреча помогла вам понять роль русского народного фольклора - как богатейшего материала для успешного развития речи детей.