Ольга Кутузова
Родительское собрание с элементами тренинга «Готовность к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание - тренинг для родителей детей подготовительной группы «Готовность к школьному обучению»
Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание с элементами тренинга „Готовность к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
• Повысить компетентность родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.
• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции.
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
• Формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.
• Способствовать сплочению группы, настраивать на совместную работу;
Участники: родители, воспитатели подготовительной группы, педагог-психолог
При входе в зал каждому родителю предлагается угоститься конфетой (фантики конфет 3 цветов).
I. Вступительная часть.
Игра-ассоциация “Школа”.
- Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу фломастер, ответы записываются на доске).
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. А данные ощущения определяются опытом вашего, родители, школьного обучения.
II Информирование
Тема нашей встречи «Подготовка ребёнка к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже задаёте себе вопросы:
Готов ли мой ребёнок к школьному обучению? - Как он будет учиться? - Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?
Наверное, каждый ребенок ожидает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.
Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребенок подготовлен к школе.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Леонид Абрамович Венгер.
Что же включает в себя понятие «готовность к школе»?
Физиологическая готовность ребенка к школе это - физиологическая зрелость (соответствие антропометрических показателей возрастным нормам, смена молочных зубов, зрелость мозга, готовность руки к письму);
- состояние здоровья (врачи комиссионно осматривают ребенка и делают заключение о состоянии его здоровья);
- уровень физического развития (устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму зависит и от уровня физической подготовки детей. Чем более физически развит ребёнок, тем выше у него работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться,– всё это не может, не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья).
Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:
Личностно – социальная готовность (готовность к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками). Интеллектуальная готовность (широкий кругозор, запас конкретных знаний). Мотивационная готовность (желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Эмоционально – волевая готовность (умение контролировать эмоции и поведение).
III Тренинг
Упражнение «Разные взгляды»
Цель: продемонстрировать влияние установки на человека.
Предлагаем выйти 2-3 родителям из кабинета. У вас есть фотография человека, это - фото вора. Предлагаем описать этого человека (характер, поведение, манеру общения, не называя, кто он.
В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач. Через несколько минут все собираются вместе.
Каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения, не называя, кто он. (Описания будут противоположными.)
Обсуждение:
- О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка. Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.
В детстве человек похож на открытую чистую книгу - что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.
Родительская установка - это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель - это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.
Упражнение «Установки»
А теперь попробуем увидеть, как родительские установки влияют на детей-школьников.
Родителям предлагается вспомнить (посмотреть) конфета какого цвета досталась им при входе в зал, объединиться в группы по цвету фантиков. Каждой группе предлагается вытянуть по 2 карточки с заданиями.
- На карточках написаны фразы, которые довольно часто используются взрослыми. Попробуйте предсказать как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они могут вызвать у него.
Карточка 1.
- Вот пойдешь в школу, там тебе покажут… (Могут вызвать чувство тревоги, неуверенности в своих силах, потерю желания идти в школу).
Карточка 2.
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны на не настоящих возможностях сына или дочери, а на абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).
Карточка 3.
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Другими словами, «Только от тебя зависит, придется ли мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Учись хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза. Может развиться комплекс неполноценности).
Карточка 4.
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь явного обмана).
Карточка 5.
- Попробуй мне только сделать ошибку в тетради! (У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности)
Карточка 6. Сын выполняет задачи в прописях.
Папа:
- Ты сделал несколько ошибок, хотя в целом очень старался.
Мать:
- Ужас! Где же он старался, одни «каракули».
(Разногласие родителей. У ребенка возникает непонимание кому верить папе или маме. Ребенок не понимает, где хорошо он выполнил задание, а где плохо, что одобрят, а что нет. Папа правильно выразил свое мнение ребенку. В данном случае лучше будет поддержать маме позицию папы. Такими словами, как «ужас!» в будущем может вызвать снижение мотивации, повышение тревожности, неуверенности в себе.)
Родителям на заметку:
Для подготовки детей к школьному обучению можно использовать знакомые всем нам игры:
1. Словесные игры – синонимы, антонимы, четвертый лишний (с вариантами правильного ответа – это учит ребенка размышлять, формирует гибкость мышления, да-нет не говорите (формирует произвольность поведения, развивает внимание, я знаю 5 названий…
2. Корректурные пробы (образец, графические диктанты, «дорисуй»
3. Игры на развитие внимания – «ухо-нос», «Нос-пол-потолок» и др., «что случилось?»
В указанные игры с родителями можно поиграть.
IV. Подведение итогов
Родителям предлагается высказаться, была ли информации, предложенная на собрании полезной и интересной.
В конце собрания родителям предлагаются памятки
Рекомендации родителям
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы. Катайтесь на велосипедах, роликовых коньках, лыжах, играйте в мяч.
-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить ребенка организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.