Воронина Дарья Сергеевна
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители,сегодня на нашем собрании я бы хотела поговорить с вами о «Развитии мелкой моторики». В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
-А как вы думаете, что такое мелкая моторика?
-И что она вообще развивает?
Публикация «Родительское собрание „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями- держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты: память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.
Известно, что если у ребёнка плохо развита мелкая моторика, то его речь будет плохо развиваться. Хорошая мелкая моторика у ребёнка позволит ему совершать точные движения мелкими ручками и благодаря этому он быстрее начнёт общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт- отстаёт и развитие речи.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: “Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!” В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики детей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь на прогулку. А сегодня, пожалуй, никого не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики “разленились” и не успевают учиться вместе со своим хозяином.
При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.
Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулирует развитие речи. Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком. Пальчиковые игры увлекательные, эмоциональные. Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.
1. Самомассаж кистей пальцев рук
1. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним, двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. (провожу с родителями)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
2. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
«Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорее,
Пальчики - удальчики»
3. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.
«Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад- вперед его качу.
Вправо – влево, как хочу.
Сверху - левой, снизу — правой
Я его катаю, браво»
4. Упражнения с пробками
Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.
2. Пальчиковый игротренинг
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла нам из глубины веков «Сороку-ворону», «Ладушки», «Козу - рогатую» и другое. А современные исследователи многое дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще можно устроить пальчиковый театр.
Для развития мелкой моторики успешно используется пальчиковый театр. Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей. : наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, перекладывать их в разные ёмкости с помощью пинцета, рисование на крупе.
Занятия лепкой, аппликацией, рисованием (нетрадиционными способами: кисточкой, пальцами, зубной щёткой, оттиском, оригами (складывание из бумаги) рвать бумагу, различными видами рукоделия;
Выполнение заданий в тетрадях: рисование по контуру, соединение по точкам и цифрам, раскрашивание картинок в раскрасках, выполнение графических диктантов, выполнение штриховки. (в каждом случае просите что бы дети соблюдали правила: не выезжать за края, раскрашивать в одном направлении, штриховать в нужном направлении и соблюдая нужный промежуток между полосками)
Игры с прищепками: прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: к определённой картинке, по цвету, с буквами по краю коробки и совмещая с буквами на прищепках, можно заменить буквы на геометрические фигуры, цифры, можно использовать прищепки для развешивания кукольной одежды, лоскутков и носовых платочков
Сухие бассейны: Погружение рук в песок, просеивание между ладонями, пальцами, использование сухих бассейнов для самомассажа кистей;
Прячем руки в крупе, ищем сюрпризы;
Перебираем, пересыпаем, рисуем;
Мочим губку одной рукой и выжимаем другой…
3. Подведение итогов.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.
А сейчас предлагаю родителям поиграть еще в одну игру «Закончи предложение» (Родителям раздаются листочки с началом предложения:
«Удачным сегодня было ….
«Я задумалась ….
«Мне бы хотелось в следующий раз …
«Мои предложения и рекомендации.
Еще раз делаю акцент на то, что только совместные усилия- усилия родителей и воспитателей - помогут детям гармоничнее развиваться. Благодарю родителей за участие, отвечаю на вопросы, вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук»