Мария Гагарина
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.
Задачи:
1. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
2. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками";
Темочки:
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
3. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;
Участники: родители и воспитатели группы.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1. Подготовительный этап.
2. Основная часть:
Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей.
Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики.
Обратная связь с родителями;
Знакомство родителей с пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками".
Вручение памяток по темам родительского собрания : "Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук малышей с использованием подручного материала" и "Картотека пальчиковых игр".
3. Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия:
1. Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей по теме : "Что такое мелкая моторика? Как её развивать?" (Приложение 1)
- Оформление памяток для родителей.
2. Основная часть:
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т. д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.
Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.
- Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику?
- Ответы родителей.
Мелкую моторику рук развивают :
- Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
- Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
- Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т. д. ;
- Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т. д. ; - Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т. д. ;
- Одевание и раздевание игрушек;
- Лепка из пластилина и теста.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
- Давайте познакомимся, чем же в своей деятельности занимаемся с малышами мы:
1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
2. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
3. "Прищепки" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;
4. "Кто в яичке спрятался?" - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;
6. "Веселые мячики" - массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук;
8. "Шумелки" - развиваем тактильные ощущения руки, мелкую моторику рук, слух;
9. "Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль" - развиваем мелкую моторику рук, зрение;
10. "Пересыпаем зерно ложками разного размера" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер;
11."Подбери крышечки" - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;
12. "Книга знаний мелкой моторики "Непоседы" - развиваем мелкую моторику рук, речь, тактильные ощущения;
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Воспитатели стараются использовать в работе много различных творческих приемов - рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки - это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.
Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.
Потихоньку стараемся подружиться с пластилином - но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех; используем приемы : отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков.
-Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие используете для этого игры и занятия?
– Ответы родителей.
– Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук, крупную моторику, а так же связную речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?
– Ответы родителей.
Конечно это пальчиковая гимнастика.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает внимание, память, мышление;
- развивает тактильную чувствительность;
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.
3. Подведение итогов собрания.
• Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями. 1. Принятие решения собрания. 2. Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение 2)
Приложение 1
1. ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)
2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)
3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
(нужное подчеркните)
Знаю. Смутно представляю. Не знаю.
4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)
Да, потому что.
Нет, потому что.
Затрудняюсь ответить.
5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
Знаю. Смутно представляю. Не знаю.
6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)
7. Имеются ли дома у Вас
специальные пособия,
игры,
литература по данной теме?
(нужное подчеркните)
8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?
(нужное подчеркните)
- Шнуровки.
- Вкладыши.
- Кубики (пластмассовые или деревянные).
- Мелкий конструктор.
- Дидактические кубы.
- Мозаики.
- Пазлы, разрезные картинки.
- Пирамидки.
-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.
9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т. п.) (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).
13. Укажите ведущую руку Вашего малыша
(нужное подчеркните)
Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.
14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)
14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему : «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей раннего возраста», которое состоится …
15. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение