Юлия Радченко
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление о психологической готовности к школе; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Психологическая готовность к школе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Ход собрания
Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит «готовность ребёнка к школе»?
Упражнение с мячом.
Ведущий по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение *готовность ребенка к школе* означает…». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения.
Исходя из того, что мы сейчас услышали, можно определить, что готовность к школе понимается родителями по – разному. Для одних готовность к школе – это знания детьми букв, цифр, умение читать, писать; для других – умение общаться; для третьих – наличие желания у ребенка учиться. И те и другие правы. Все это необходимые компоненты готовности к обучению в школе. И как мы видим существует много разных мнений по этому вопросу.
В настоящее время проблема готовности к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки. Ей посвящено много научных исследований, в рамках которых специалисты различных направлений пытаются выделить критерии готовности к школьному обучению, определить возраст, с которого следует начинать обучать детей в школе. А также разрабатывают методики, позволяющие определить актуальный уровень развития дошкольников и его готовность к систематическому школьному обучению.
В словарях русского языка слово «готовность» имеет два значения:
- состояние;
- согласие, желание сделать что – то.
Толкование этого слова позволяет понимать словосочетание «психологическая готовность к обучению» как состояние, при котором ребенок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности.
Сейчас мы познакомимся с теоретическими подходами известных ученых, которые занимались проблемой готовности к школьному обучению. А помогут нам в этом наши родители. Родители выбирают карточки с цифрами, и зачитывают информацию.
№1.
Одним из первых к проблеме формирования готовности детей к школе обратился Ян Амос Коменский.
Он считал:
что систематическое обучение следует начинать с семилетнего возраста;
отдавать ребенка на попечение учителя необходимо, если у него сформированы:
1. прочные знания в различных областях окружающего мира: математике, грамматике, географии;
2. способность к логическому рассуждению, умение правильно ставить вопросы и давать точные ответы;
3. интерес к школе и учебной деятельности.
Педагог. Несмотря на то, что Я. А. Коменский разработал проблему готовности к школе, в его работах понятие «психологическая готовность к школьному обучению» не вводилось.
№2.
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено Алексеем Николаевичем Леонтьевым.
Он считал, что основой психологической готовности является «управляемое» поведение. т. е. не просто закрепленное в навыке, а сознательно контролируемое поведение. Этот контроль, по А. Н. Леонтьеву, не требует специально направленного внимания. «Ученик должен вести себя на уроке надлежащим образом – правильно сидеть за партой, не вертеться… не болтать ногами, словом, ни на одну минутку «не забываться», как бы ни было поглощено его внимание тем, что рассказывает учитель в классе».
Согласно А. Н. Леонтьеву, «управляемое» поведение предполагает три момента:чтобы действия ребенка направлялись мотивами; чтобы в поведении устанавливалась иерархия мотивов, их соподчинение; чтобы важные, общественно ценные мотивы стали сильнее и подавляли бы, подчиняли случайные побуждения и желания.
№3.
Валерия Сергеевна Мухина подробно рассматривает основные направления психологической готовности к школе. Она выделяет следующие компоненты:
«… желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться».
«достаточный уровень волевого развития ребенка. …. Соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением…»
Относительная произвольность познавательной деятельности.
«… уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка»
«… качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем».
Педагог. Таким образом, авторов объединяет понимание готовности к обучению в школе как комплекса определенных психических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.
Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность.
Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.
Интеллектуальный аспект.
Наличие у ребенка определенного кругозора, запаса конкретных знаний об окружающем мире. Эти знания должны быть обобщенными, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Наличие обобщенных знаний поможет ребенку перейти к восприятию научных знаний, усваиваемых на уроке, в процессе школьного обучения.
Определенный уровень развития мышления, предполагающий наличие у ребенка умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное.
Уровень развития речи, поскольку речь связана с интеллектом и отражает общее развитие ребенка и уровень его логического мышления.
Личностный аспект.
Предполагает формирование «внутренней позиции школьника», когда ребенок начинает мечтать о школе и выражает желание учиться. Причем ребенка, готового к школе, привлекают не только внешние атрибуты школьной жизни (ранец, оценки и т. д., но и само учение (решение задач, написание букв, обучение чтению, которое воспринимается ребенком как серьезная, содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному для самого ребенка и для окружающих.
Коммуникативный аспект.
Характеризуется наличием определенной формы общения со взрослым и сверстниками:
В общении со взрослым ребенок, готовый к школе, использует внеситуативно- личностную форму общения, которая способствует принятию ребенком роли учителя и предполагает умение занимать по отношению к нему роль ученика. Это проявляется в умениях подчиняться требованиям учителя, выполнять учебную задачу не отвлекаясь, следовать школьному распорядку, адекватно реагировать на замечания учителя. Наличие указанных выше особенностей поведения в ситуации обучения способствует более успешному выполнению заданий, а значит, влияет и на результат обучения, повышая его эффективность;
В отношении со сверстниками готовность к школе определяется следующими характеристиками: наличием умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками. Стремления к сотрудничеству – умения согласовывать свои действия с ровесниками в процессе выполнения общей деятельности для достижения общего результата, интересом к сверстнику не только как к партнеру по совместной деятельности но и как к самоценной личности со своими интересами, мнением, переживаниями. Эти способности обеспечат возможность ребенку наладить контакт с одноклассниками, помогут войти в коллектив и знать место в нем.
Эмоционально – волевой аспект.
Изменение эмоциональной сферы, подразумевающее формирование эмоциональной зрелости;
Формирование основных элементов волевого действия. Действия становятся более целенаправленными, мотивированными самим ребенком, при этом между целью деятельности и ее мотивом устанавливается взаимосвязь, ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия;
Развитие произвольного поведения и психических процессов : восприятия, внимания, памяти, воображения. Появление произвольного поведения способствует тому, что ребенок овладевает своим поведением, учится вести себя в соответствии с нормами и правилами общественной жизни.
Достаточный уровень развития эмоционально – волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе, т. к. ребенок, поступая в школу, попадает в новую социальную ситуацию, которая требует умения выполнять определенные правила школьного распорядка, быть дисциплинированным, способным отходить от своих непосредственных желаний и побуждений, подчиняясь инструкциям учителя, внимательно слушать и вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности.
А сейчас я хотела бы предложить вам ситуации
Ситуации:
• Сашу каждый день приводят в детский сад в то время, когда занятие уже идёт. На просьбу педагога приводить ребёнка пораньше, мама отвечает: «Нам не нужны занятия, он и так всё знает, а что не знает, в школе научат».
Ваше мнение: есть ли необходимость посещения занятий? В чём она заключается?
• Каждый вечер, забрав Дашу из детского сада, мама в течение часа занимается с ребёнком. Каждое такое занятие сопровождается истерикой, плачем, нежеланием что-либо делать. Как вы думаете, почему это происходит?
• Готовясь к ужину, мама попросила помочь накрыть на стол, расставив чашки. Выполняя мамино поручение, девочка разбила тарелку. На что мама ответила: «Ты как всегда. За что не возьмёшься, ничего у тебя не получается». Девочка заплакала и убежала. Проанализируйте данную ситуацию.
(Обсуждение ситуаций).
Родителям предлагается анкета-рефлексия
• Как вы считаете, необходимо ли продолжать раскрытие темы подготовки ребёнка к школе?
o Да
o Нет
• Что для вас оказалось интересным?
o Необычная форма проведения.
o Возможные варианты наблюдения за ребёнком, видеть продукты его деятельности.
o Предложите свой вариант.
• Что показалось наиболее сложным?
o Придти вечером после работы.
o Активно включиться в обсуждение.
o Предложите свой вариант.
• Выберите краткую характеристику мероприятия:
o Интересно, познавательно.
o Пригодится в будущем.
o Скучно, не хочется участвовать.
Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение, продолжив одну из фраз:
Я узнал (ла, что…
Новым для меня стало то, что…
Я убедился (лась, что…
(Родители высказывают своё мнение, продолжая одну из фраз и получают памятки по теме собрания).