анна гришина
Родительское собрание «Проблема интеллектуальной и мотивационной готовности детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема интеллектуальной и мотивационной готовности детей к обучению в школе»
«Источники способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Родительское собрание „Проблема интеллектуальной и мотивационной готовности детей к обучению в школе“» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания :
«Проблема интеллектуальной и мотивационной готовности детей к обучению в школе».
Скажите, пожалуйста, что вы считаете интеллектуальной и мотивационной готовностью детей? И что, при этом, должен знать и уметь ребенок? (ответы родителей).
Трудности, негативное отношение к учебе появляется уже с первых дней пребывания в школе. Часто это происходит из-за недостаточной подготовленности. Родители будущих школьников могут выбрать оптимальные средства, которые помогут успешному обучению. Одним из таких средств является развитие мелкой моторики. Различные движения, осуществляемые кистями и пальцами рук, называются тонкой моторикой.
Тонкая моторика-основа развития всех психических процессов. Это значит, что у ребенка должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:
Восприятие делается в этом возрасте осознанным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
Существенное воздействие на формирование восприятия оказывает в это время речь. Поэтому ребенок начинает активно употреблять в речи наименования свойств, признаков, состояний разных объектов и отношений между ними.
К 6-7 годам у детей довольно огромный словарный запас. Он достигает 14 тыс. слов.
Внимание – в этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, когда интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может отсутствовать. Исследователи считают, что ребята впервые начинают сознательно управлять своим вниманием. Они стараются направлять и удерживать его на определенных предметах.
Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребята легко запоминают то, что им интересно.
Мышление – дошкольник должен уметь делать простые обобщения, классификацию, сравнение, исключения. Обладать схематизированными, комплексными представлениями и представлениями о цикличности.
Изучение интеллектуального развития шестилетних детей показало, что величайшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления.
Развитие образного мышления способствуют, наряду с учебой, и другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование).
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :
— дифференцированное восприятие;
— аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
— рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
— логическое запоминание;
— интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
— развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий, он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Интеллектуальная готовность также предполагает умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную деятельность, умение обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие.
Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности и развитием мелкой моторики.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе : игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.
Таким образом, мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре школьника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое "хочу" слову "надо", желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обучения ученика.
Готовность к обучению в школе является итогом всей воспитательно
-образовательной работы с детьми, исполняемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ» :
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свое село, главные достопримечательности села.
5. Страну, в которой живёт, имя и фамилия президента
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Решение и составление арифметических задач.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.