МААМ-картинки

Повышение уровня мотивационной готовности к обучению в школе

Ольга Антонова
Повышение уровня мотивационной готовности к обучению в школе
▼ Скачать +Заказ

По данным Министерства образования Российской Федерации, более 60% будущих первоклассников принадлежат к группе риска школьной дезадаптации. За последнее время, несмотря на введение новых дошкольных и школьных программ и образовательных стандартов, количество учеников в младших классах, не усваивающих материал стандартной школьной программы, возросло в 2 – 2,5 раза, что составляет около 30% обучающихся [Шевченко, 2001]. Современные исследования, на которые ссылается научный сотрудник, изучающий проблему психологической готовности к школе, Андросова Ю. В., подтверждают эти данные, а результаты исследований показывают, что в первом классе около 30-40% детей не достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы успешно начать систематическое обучение в массовой школе [Андросова Ю. В., 2012].

Публикация «Повышение уровня мотивационной готовности к обучению в школе» размещена в разделах

Одним из критериев готовности к школе является мотивационная готовность к школе, т. е. наличие у детей мотивов, обеспечивающих их высокий интерес к обучению в школе, и многие исследователи выделяют этот критерий как наиболее важный.

Важно, чтобы у ребенка присутствовали социальные и учебно-познавательные мотивы, потому что такой ребенок будет ответственно относиться к учебе, внимательно слушать на уроке, старательно выполнять задания и не будет ограничиваться рамками учебной задачи.

Психологи и воспитатели детских садов отмечают, что в данный момент проблема мотивационной готовности наиболее актуальна, так как по результатам исследований многие дети не имеют учебной мотивации перед поступлением в школу.

Исходя из всего вышеперечисленного нами было решено провести эксперимент, целью которого стало повышение мотивационной готовности к школе детей подготовительной группы.

Для проведения диагностики нами была выбрана диагностическая методика «Беседа о школе» (по методике Т. А. Нежновой, которая включала в себя 9 вопросов. Беседа проводилась индивидуально с каждым ребёнком.

По результатам диагностики 42% из опрошенных нами детей не имели сформированной учебной мотивации.

Для повышения уровня мотивационной готовности нами были выбраны следующие методы повышения мотивационной готовности к школе:

1. Чтение рассказов про школу

Для этого нами была выбрана серия рассказов «Лесная школа. Коррекционные сказки» М. А. Панфиловой. Выбор данной серии рассказов был обусловлен тем, что она позволяла ненавязчиво рассказать детям о школьных правилах, о преодолении страха перед школой. Также в этих рассказах говорится о самой школе, уроках, переменах, учениках и учителях, рассматриваются некоторые ситуации, которые могут возникнуть в школе.

Дети внимательно слушали сказки, эмоционально реагировали при прочтении, могли повторить не только содержание прослушанных ими сказок, но и самостоятельно сделать выводы.

2. Беседа о школе

В ходе работы нами была проведены две беседы о школе, в которых детям были показаны школьные учебники, школьные принадлежности, было рассказано об уроках, которые у детей будут в первом классе, о школьных правилах. Обсуждалось наличие взаимопомощи в классе. Также дети отгадывали загадки про школу и школьные принадлежности и играли в дидактические игры, такие как «Собери портфель», «Что лежит в портфеле», «Я хочу в школу потому что…», «Громко-тихо», «Урок или перемена».

Дети с интересом рассматривали учебники, отвечали на загадки и играли в данные игры.

3. Сюжетно-ролевая игра в школу

В ходе организованной образовательной деятельности по направлению «речевое развитие» детям было предложено почувствовать себя в роли учителя и учеников. Дети сидели за столами, «учитель» стоял у доски, предлагал детям сделать звуковой разбор слов, вызывал их к доске. В ходе игры дети выполняли все школьные правила, поднимали руки, с удовольствием выходили к доске.

4. Рисунок школы

В ходе работы детям было предложено детям нарисовать школу, не было никаких требований к рисунку, детям была предоставлена полная свобода творчества. Мы обратили внимание, что на некоторых рисунках нарисованы реальные школы, а на некоторых – школы для зверей или волшебные; некоторые рисунки раскрашены, а некоторые-нет. Такие особенности рисунков могут показать страх детей, их нежелание идти в школу, преобладание игровых мотивов.

Данный этап нашей работы занял у нас две недели.

Затем нами была проведена вторичная диагностика детей с использованием той же методики. После выполненной нами работы процент детей с учебной мотивацией повысился на 21 единицу.

Но этот анализ даёт слишком общие сведения, поэтому мы решили провести анализ ответов на вопросы

1. Как тебе кажется, что в школе самое интересное, привлекательное?

После проведённой работы количество ответов, включающих в себя познавательную деятельность, возросло на 47%.

После этого вопроса детям было предложено выслушать истории, которые случались с другими детьми и представить, что они случились с ними.

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня совсем ещё маленький, трудно тебе в школу ходить. Хочешь, пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, год. Хочешь?» Что ты ответишь маме? После проведённой работы количество отрицательных ответов не возросло.

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась и сделала, и поступила по-своему) – договорились, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай то хочешь… Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе? Количество ответов, затрагивающих учебные занятия возросло на 21%.

4. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, он не ходит в школу, он ходит в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к школе?» Что ты ему посоветуешь? Количество ответов, включающих в себя содержательную сторону подготовки к школе, возросло на 26%.

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться в школе? Количество ответов, в которых дети выбрали бы учёбу в школе, выросло на 16%.

6. Представь себе, что ваша учительница заболела. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у нас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше – чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителей? Количество ответов, в которых дети выбрали бы учителя выросло на 11%.

7. Представь себе, что есть две школы – школа А и школа В. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, труда, физкультуры – редко, один раз в неделю. А в школе В все наоборот: каждый день бывают рисование, музыка, труд, физкультура, а чтение, письмо и математика – редко, по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? После поведённой работы ответы остались такими же, что, возможно, обусловлено интересами детей, так как многие из них очень любят рисовать или конструировать.

8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал всё, что он говорит, не разговаривал, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти из класса. А в школе В не делают замечания, если встаешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты бы хотел учиться? Количество детей, которые выбрали школу с правилами увеличилось на 6%.

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или поставить «пятёрку» в журнал?» Что бы ты выбрал? Ответы после проведённой нами работы не изменились, но на вопрос «почему» дети часто отвечали, что у них пятерок итак будет много, а игрушки лишними не бывают. Поэтому мы считаем, что ответ «игрушку» не во всех случаях говорит об отсутствии учебной мотивации.

Проанализировав литературу по проблеме подготовки к школе и проведя собственный эксперимент, мы хотели бы дать рекомендации специалистам в области дошкольного образования.

Мы рекомендуем обращать особое внимание на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста, при этом уделять время не только развитию интеллектуальной сферы, но и мотивационной. Важно, чтобы работа с детьми была комплексной и систематической, так как только в этом случае она будет наиболее эффективна. Работу по подготовке к школе мы советуем проводить в течение всего учебного года, при этом первичное исследование важно провести в октябре-ноябре, чтобы у воспитателя была возможность провести коррекционную работу с детьми до их поступления в школу. Важным является и то, чтобы все методы использовались в игровой форме, которая будет интересна детям, чтобы у них не возникало чувство, что их принуждают к чему-либо, в том числе принуждают хотеть идти в школу.

При повышении уровня мотивационной готовности к школе следует содействовать формированию правильного представления о школе, формировать положительное отношения к ней, развивать любознательность, интерес к новому и ориентировать детей на «школьную» организацию деятельности, поведения.

Для повышения эффективности всей работу по подготовке к школе очень важно взаимодействовать с родителями, давать консультации, советовать игры, задавать вопросы про ребёнка.

Литература:

1. Андросова, Ю. В. Психологическая готовность к школе и преемственность программ дошкольного и начального образования / Ю. В. Андросова // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - №6. – С. 75-78.

2. Грудненко, Е. А. Психологическая готовность ребенка к школе / Е. А. Грудненко. – Спб. : ООО Издательство «Дество-пресс», 2013. – 176 с.

3. Панфилова М. А. Лесная школа. Коррекционные сказки. – СПб. : Сфера, 2002 – 96с.

4. Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. –– М. : Владос, 2001 – 136с.

Публикации по теме:

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе (из опыта работы) Дети моей группы в этом учебном году стали первоклассниками. Но они вместе с родителями часто заходят к нам в детский сад и рассказывают.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Характеристика психологической готовности к школьному обучению Характеристика психологической готовности к школьному обучению Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый.

Конспект диагностического обследования-готовности к школьному обучению Цель: обследование уровня готовности к школьному обучению. Материал: листы с методиками: «Домик» - методика Н. И. Гуткина;.

Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста Методическая разработка в системе дошкольного образования «Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста» Введение.

Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе. Сегодня в обществе востребован ребенок не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют.

Статья: «Влияние пальчиковых игр на развитие ребёнка и его готовности к обучению в школе». «Влияние пальчиковых игр на развитие ребёнка и его готовности к обучению в школе». «Истоки способностей и дарований детей находятся на.

Статья «Развитие навыков ориентировки, как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения» Развитие навыков ориентировки в микропространстве как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.

Тема: «Развитие психологической готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста» .

Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению Весь период дошкольного детства требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов, а старший дошкольный возраст, когда ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение уровня мотивационной готовности к обучению в школе
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 16:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение уровня мотивационной готовности к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Антонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД