Наталия Костомарова
Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культуры поведения ребёнка во время еды.
Материал: столовые приборы и предметы сервировки стола; головоломки и ребусы по теме; карточки с буквами; выставка литературы по теме; сказок, составленных родителями и проиллюстрированных детьми.
Предварительная работа.
Анкетирование родителей (см. приложение); составление памятки (см. приложение).
Приготовление каждой семьёй угощения для чаепития.
План проведения собрания.
Публикация «Родительское собрание „Обучение детей правилам поведения за столом“» размещена в разделах
Выступление воспитателя (об актуальности проблемы).
Просмотр занятия в старшей группе.
Выступления психолога.
Игра «Приятного аппетита».
Чаепитие взрослых и детей.
Выступление воспитателя.
Уважаемые родители, как вы думаете, нужны ли дошкольникам знания норм культурного поведения и соответствующие навыки, и какую роль в их формировании играет пример семьи?
Родители высказывают своё мнение, приводят конкретные примеры поведения детей в различных ситуациях.
Следовательно, на формирование навыков культурного поведения ребёнка влияют не только общепринятые нормы и правила, но и традиции в семье.
Сегодня мы поговорим об этикете, в частности об умении вести себя за столом. Ведь это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, уверенно ли он чувствует себя в обществе, как воспринимают его окружающие. И мы, взрослые, должны научить ребёнка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не стыдно и неловко за его поведение. Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребёнок? Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли он ими пользоваться?
В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приёма пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими. Чтобы полученные умения стали привычкой, потребностью ребёнка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая приятной, спокойной беседой, должны стать ежедневной семейной нормой.
Устойчивый навык не может быть сформирован без практического закрепления. Ребёнок никогда не научится уверенно пользоваться ножом и вилкой, если вы будете предлагать ему есть только ложкой, не будет знать, что делать с салфеткой, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями, созданием соответствующих условий вы должны терпеливо вырабатывать у ребёнка навыки поведения за столом.
Мы проанализировали ваши анкеты, выделили наиболее сложные проблемы и разработали практические рекомендации, которые вы получите по окончании собрания. А сейчас мы вам хотим показать занятие в старшей группе.
«Наш помощник – этикет».
Материал: предметы сервировки. Костюм Буратино.
Предварительная работа: чтение сказки Л. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Ход занятия.
Появляется взрослый в костюме Буратино.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим об этикете.
Буратино. Какое красивое слово. Наверное, это что-то вкусное!
Воспитатель. Здравствуй, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?
Буратино. Ой! На это уйдёт много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну ладно, так и быть… (начинает здороваться с каждым ребёнком за руку).
Воспитатель. Буратино, совсем не обязательно всем пожимать руки, можно поприветствовать сразу всех одним словом – «здравствуйте»!
Буратино. Здравствуйте! (Дети здороваются.) Так о чём вы собираетесь поговорить?
Воспитатель. Об этикете?
Буратино (обращается к детям). Что означает это слово? (Ответы детей.)
Воспитатель (обобщает ответы). Это правила культурного поведения. Каждый человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице. Дома, в детском саду, в театре, на приёме у врача – везде мы должны выполнять правила этикета. Человек, который их соблюдает, - желанный гость в любом доме. Он интересен, приятен в общении, у него много друзей. Вот ты, Буратино, всегда ведёшь себя культурно?
Буратино. Конечно, мне Лиса Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в гостях бываю часто. У Карабаса Барабаса был в трактире «Три пескаря» с Лисой Алисой и котом Базилио, ужинал у Мальвины, чай пил.
Воспитатель. Вспомним, ребята, чем это чаепитие закончилось. (Зачитывает фрагмент из главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино.) Скажите, какие правила этикета Буратино нарушил, когда был у Мальвины? (Дети отвечают.)
Буратино. Теперь я понимаю, почему Мальвина так рассердилась!
Воспитатель. Поможем Буратино, научим его вести себя за столом? (Дети соглашаются). Перед тем как принять гостей, мы должны сервировать стол. Покажите, как это сделать и объясните, для чего нужен каждый предмет сервировки.
Дети накрывают на столы, называя предметы сервировки и объясняя их назначение. При затруднении Буратино задаёт наводящие вопросы, например: «Для чего на столе лежит тряпочка : стол вытирать, если суп пролился?» Дети объясняют назначение тканевой салфетки, показывают, как ею пользоваться.
Воспитатель. Теперь, Буратино, ты должен научиться правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами.
Дети и Буратино садятся за столы. Буратино суетится, облокачивается на стол, толкает соседей и размахивает руками. Воспитатель обращает внимание на его действия, объясняет, какие ошибки он допустил.
Воспитатель. Сидеть следует ровно, не наклоняясь над тарелкой, не ставя локти на стол и не беспокоя соседей. Дети, покажите Буратино, как надо правильно держать столовую ложку вилку и нож, чайную ложку и как вы ими пользуетесь, когда едите (суп, котлету, картофельное пюре, салат и т. д.)
Дошкольники показывают приёмы обращения со столовыми приборами, комментируя свои действия.
Буратино пытается есть при помощи вилки и ножа, роняет приборы, во время пережёвывания пищи громко разговаривает и т. п.
Воспитатель. Скажите, какие ошибки допустил Буратино? (Дети отвечают.)
Буратино. Опять всё неправильно, а я так старался! Какая трудная это наука – этикет. Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!
Воспитатель. Приходи к нам в группу обедать. Наблюдай, как дети ведут себя во время еды, и ты не только узнаешь правила поведения за столом, но и научишься их выполнять.
Буратино благодарит воспитателя, прощается с детьми.
После просмотра занятия собрание продолжается.
Выступление психолога.
Всем известно пожелание «Приятного аппетита!». Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка – всё это создаёт психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом.
Ребёнок учится обращаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу получается. Не торопите его, не превращайте приём пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды.
Мы часто говорим детям: «Когда я ем, я глух и нем». Всегда ли это правильно? Представьте себе дружескую встречу. Приятные друг другу люди молча сидят за столом и сосредоточенно пережёвывают пищу. Уважаемые родители, неужели вы ведёте себя именно так, встречаясь с друзьями? Приятная беседа не только не помешает ребёнку всё съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. Дети могут поддерживать разговор, но они должны усвоить некоторые правила ведения застольной беседы :
- нельзя разговаривать, если во рту еда:
- надо уметь слушать, не перебивая других.
В заключение педагог-психолог предлагает родителям обсудить проблемные ситуации поведения взрослых и детей во время еды (см. приложение 2).
Воспитатель проводит с родителями игру. Победители получают призы, сделанные руками детей.
Игра «Приятного аппетита!»
1. Составь как можно больше названий блюд и продуктов питания из словосочетания «скатерть-самобранка» (рак, кекс, лук, батон, масло и т. д.)
2. Составить из букв, входящих в слова, названия блюд и продуктов питания.
К Р О Т + К А Ш А =
Р О Т А + С Е Н И =
К Е Т А + Т Р О Н =
Т О С К А + П А Р + Ш О В =
Б О Б Р + Р Е Д У Т =
Т Е Н Ь + С У Д =
(КАРТОШКА, ОСЕТРИНА, АНТРЕКОТ, ПРОСТОКВАША, БУТЕРБРОД, СТУДЕНЬ)
По окончании собрания родителям вручают памятки и приглашают вместе с детьми на чаепитие.
Приложение 1.
Анкета.
Нужные ответы подчеркнуть.
1. Как Вы считаете, умеет ли Ваш ребёнок вести себя за столом? («Да», «не всегда», «не умеет».)
2. Есть ли у Вашего ребёнка постоянное место за обеденным столом? («Да», «нет».)
3. Существует ли в Вашем доме традиция семейных обедов? («Да», «нет», «семья собирается за столом вместе за столом только по праздникам».)
4. Какой посудой и какими столовыми приборами пользуется Ваш ребё нок во время еды: тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, чайная ложка (при необходимости дополнить).
5. Пользуется ли Ваш ребёнок салфеткой во время еды? («Часто», «иногда», «никогда».)
6. Часто ли Ваш ребёнок спрашивает, как правильно вести себя за столом? («Часто», «иногда», «никогда».)
7. Кому из близких он задаёт такие вопросы?
8. Есть ли дома книги по вопросам этикета? («Да», «нет».) Укажите, пожалуйста, какие.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение 2.
Проблемные ситуации.
1. Оле 3 года. Она размазала салат по столу. «Вытри стол, Оля!» - сказала мама. Девочка насупилась и не двинулась с места. «Вытирай сейчас же! Сама напачкала, сама за собой и убирай!»
Мать ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.
Вопрос: Какой по вашему мнению должна быть реакция матери на поведение Оли?
Примерный ответ: Своим требовательным тоном мать, по существу, спровоцировала такое поведение ребёнка. Затем, уступив, сделала то, что девочка могла бы сделать сама. Возможно вопрос «Что же нам теперь делать?», обращённый к ребёнку, вызвал бы у него желание исправить ситуацию. Если бы девочка этого не сделала, мать могла бы проявить твё рдость: дать дочери тряпку и, направляя её руку, вытереть стол. Если бы ребёнок начал сопротивляться, можно было попросить его выйти из-за стола.
2. Сергей, придя с улицы, сел за стол.
«Что за манера являться к обеду в таком виде? – строго спросила мать шестилетнего сына. – Какой же ты поросёнок! Руки грязные, а рубашка? Посмотри на свои волосы, ты их когда-нибудь расчёсываешь?» Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением лица, словно спрашивал: «К чему ты придираешься?»
Вопрос. Как вы можете объяснить поведение ребёнка и матери?
Примерный ответ. Мальчик не соблюдает порядок видимо потому, что не приучен к этому, а мать своими упрёками только вызывает у него чувство обиды. В этой ситуации она могла бы просто сказать: «Вымой руки, причешись, заправь рубашку…» Когда сын приведёт себя в порядок, его можно похвалить: «Как приятно, что ты умеешь о себе позаботиться».
Приложение 3.
Памятка для родителей.
Ребё нка следует:
- кормить в строго установленное время;
- не торопить во время еды, дать возможность тщательно пережёвывать пищу;
- не кормить насильно;
- не отвлекать во время еды чтением или игрой;
- не поощрять за съеденное; не угрожать и не наказывать за несъеденное.
Надо поощрять:
- желание ребёнка есть самостоятельно;
- стремление участвовать в сервировке и уборке стола.
Надо приучать:
- перед едой тщательно мыть руки;
- есть только за столом;
- правильно пользоваться столовыми приборами;
- есть аккуратно, бесшумно, жевать с закрытым ртом;
- после еды благодарить;
- убирать за собой посуду и приборы или помогать взрослым.
Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребёнку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи.