Елена Бабарико
Родительское собрание по образовательной технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации ОД дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации
образовательной деятельности дошкольников»
Цель: создание условий для развития педагогической компетентности родителей вопросах по организации совместной деятельности ребёнка посредством образовательной технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Родительские собрания в детском саду
- Ситуация. Образовательная технология
- Темочки
Ход собрания
1 часть
- Уважаемые родители, сегодня хотелось бы немного рассказать и показать, как мы организовываем образовательную деятельность с нашими детьми.
- Любая деятельность ребенка дает бесценный опыт и формирует у него важные умения и навыки. Вы согласны с этим утверждением?
- Как вы думаете, какие навыки и умения можно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте?
Самостоятельность, инициатива
Умение планировать свою деятельность
Ставить перед собой цель
Оценивать результаты своей деятельности
Организовать сою деятельность
Получить наглядный результат своей деятельности
Самостоятельно получить знания
Справляться с возникающими трудностями
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обязывает дошкольные учреждения организовывать так образовательную деятельность, чтобы дети, выходя из дверей детского сада, имели все перечисленные навыки и умения.
С этой целью наше дошкольное учреждение внедряет «Технологию деятельностного метода обучения» (технологию «Ситуацию», разработанную под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Данная технология включает в себя образовательную ситуацию, в которую мы вводим ребёнка, и он открывает для себя новые знания.
Задачами образовательной ситуации «открытия» являются:
• расширение знаний ребенка путем включения в нее новых знаний;
• формирование способности ребенка к освоению нового способа действия.
Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты:
• введение в ситуацию;
• актуализация детского опыта (знаний, умений, способов);
• затруднение в ситуации;
• открытие «нового» знания (способа действий);
• включение «нового» знания (способа действий); в систему знаний (способов интеллектуальной и практической деятельности, в которых новое знание или способ действий используется в новых условиях;
• осмысление.
Введение в ситуацию - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели.
На данном этапе с помощью беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у детей желания включиться в деятельность. Далее мы переходим к сюжету занятия и мотивируем детей на желание поиграть или, помочь кому-либо или найти, узнать. В конце этапа вопросам: «Хотите?», «Сможете?» мы формируем уверенность детей в собственных силах.
Актуализация знаний - организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.
На данном этапе мы организуем так деятельность с детьми, в которой актуализируются (выходят) знания и опыт дошкольников, необходимый им для «открытия» новых знаний. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что мы ведем их к «новым» открытиям.
Затруднение в ситуации - столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации :
- фиксация затруднения,
- выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).
На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. С помощью вопроса «Смогли?» мы мотивируем детей на мыслительную деятельность. «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» данные вопросы формируют у детей опыт видеть, что необходимо сделать, чтобы достигнуть своей цели. Но не знают, как это надо сделать, и в этом испытывают затруднения
«Открытие» нового знания- выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности.
Вовлекаем детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера
Включение в систему знаний- использование нового знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу, взаимопроверка. Использование новых знаний в совместной деятельности.
На данном этапе мы закрепляем с детьми новые знания и умения. Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?». Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально.
Осмысление - фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.
Помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели с помощью системы вопросов :
«Где были?»,
«Чем занимались?»,
«Кому помогли?»
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя.
Таким образом, использование образовательной технологии «Ситуация» позволяет создать условия для: накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения; развития навыков познания нового.
2часть
Образовательная ситуация «Динозавры и их родственники»
(в подготовительной к школе группе)
В образовательном процессе традиционного типа роль педагога- это роль транслятора, наставника, а ребёнок – это слушатель и послушный исполнитель, а в технологии «Ситуация» - педагог – это организатор и помощник, а ребёнок – «открыватель» и активный деятель.
На примере практической деятельности мы с вами рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты технологии «Ситуация».
Занятия так же проходят в игровой мотивационной форме. Дети с интересом вовлекаются в рабочий процесс. С удовольствием в этом процессе находятся.