Ольга Кириленко
Родительское собрание «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему :
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
для родителей детей дошкольного возраста
Воспитатель: Кириленко Ольга Александровна
Тема: «Значение устного народного творчество в жизни детей»
Цель: Привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения нравственно – патриотическому воспитанию детей.
Публикация «Родительское собрание „Роль устного народного творчества в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Задачи: Познакомить родителей с устным-народным творчеством, обозначить важность использования устного народного творчества в развитие детей, повысить общекультурный уровень родителей.
Предварительная работа:
• Составить анкету для родителей на тему «народное искусство в жизни нашей семьи», составить задания, подобрать народные пословицы и поговорки;
• Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской» (костюмы, реквизит, оформление стола);
• Оформить группу детскими рисунками на тему «Герои русских сказок»;
• Организовать чаепитие;
• Провести анкетирование.
Анкета для родителей.
«Народное искусство в жизни вашей семьи»
1. Считаете ли вы тему предстоящего собрания актуальной и интересной?
2. Какие виды народного творчества вы знаете?
3. Как часто вы читаете детям русские народные сказки?
4. Используется ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
5. Какие русские народные промыслы вы знаете?
6. Поете ли вы ребенку колыбельные песни?
Спасибо за ответы!
Ход собрания.
Подготовка к собранию : на доске обозначается тема, родители приглашаются в группу.
Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
(Выступление воспитателя)
1. Устное народное творчество является важным национальным богатством. Сказки, поговорки, частушки, потешки являются ценным культурным наследием. Устное народное творчество способствует развитию детей. Особенную важность данный вид творчества играет в развитие речи в раннем детстве. Кроме того, устное народное творчество способствует нравственному развитию, а также формирует у детей представления об окружающем мире.
Дети знакомятся со сказками в раннем детстве. Они любят их слушать, рассматривать картинки, переживать героям. Сказки формируют воображение, они заставляют представлять происходящее и переживать с героями все чувства, которые они испытывают.
Сказки заставляют ребенку думать, делать выводы, оценивать плохое и хорошее,
Все это побуждает мыслительную деятельность и творческую активность дошкольника. Таким образом, сказки могут оказывать огромное влияние на развитие ребенка.
Воспитатель предлагает родителям назвать сказки, которые они знают.
В русских народных сказка заложен большой потенциал для развития у детей нравственных и эстетических представлений. В сказках выражается жизненный опыт народы, различные знания, взгляды на мир. При этом сказка является простой и понятной формой для детей раннего возраста. Поэтому дети с интересом знакомятся со сказками.
В пословицах и поговорках также содержится представление об устройстве окружающего мира. Пословицы широко используются и в современной речи людей. В народе говорится : «Пословица век не сломится».
С помощью пословиц возможно формировать нравственные идеалы и представления детей, воспитывать понимание плохого и хорошего.
Для того, чтобы понять скрытый смысл пословиц и поговорок, необходимо приложить определенные мыслительные усилия. Для развития детей в данном возрасте интенсивная работа разума и чувств представляет особую важной для всестороннего развития. Поэтому пословицы и поговорки очень полезны для детей.
Кроме того, пословицы и поговорки обогащают словарный запас, способствуют развитию речи, учат находить скрытый смысл.
2. Воспитатель называет пословицы, которые доступны для понимания детям и легки в освоении.
О дружбе:
• Дружба братства дороже богатства
• Не мил свет, коли друга нет.
• Крепкую дружбу топором не разрубишь.
• Верный друг лучше сотни слуг.
• Старый друг лучше новых двух.
• Нету друга – так ищи, а нашел – так береги.
О природе:
• Мороз не велик, а стоять не велит.
• Солнце пригреет, все поспеет.
• Снег на полях – хлеб в закромах.
• Зимою шубка не шутка.
О труде:
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Без трудов нет и плодов.
• Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
• Делу время – потехе час.
Как показывает практика, дети сегодня привыкли проводить почти все свое свободное время за телевизорами и компьютерами. Сегодня все реже дети читают книги. Также предполагается, что и родители редко читают детям книги. Хотя, именно чтение книг является важным средством общения родителей и детей. Книга способствует развитию речи, формирует умение думать, анализировать, делать выводы и многое другое.
Таким образом, важно прививать у детей любовь к чтению. При этом при подборе литературы важно учитывать возрастные особенности детей.
Для дошкольного возраста отлично подходит устное народное творчество. Оно является простым и понятным, но при этом содержит в себе большую кладезь знаний, жизненного опыта, нравственных и культурных ценностей, важных для развития человека.
Кроме того, устное народное творчество - это история народа.
Также важную роль в развитие речи детей имеют скороговорки, загадки, смешилки. Важно понимать, что они используются не просто ради забавы и развлечения. Такие короткие стихотворные произведения являются важным средством в коррекционной работе. Такое творчество используется для автоматизации и постановки правильных звуков речи, а также для развития связанной речи детей.
Колыбельные песни являются также частью устного народного творчества. В них сочетается магическая сила слова и музыки. Народ создал множество колыбельных песенок для эмоционального контакта с ребенком.
Важным народным творчеством, отражающем национальную культуру является фольклор. С помощью фольклора у детей развивается умение слушать и слышать. Также фольклор позволяет познакомить детей с народным творчеством, открыть для них силу народного слова. К фольклору относятся заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки.
Особое внимание хочется остановить на скороговорках. Это веселая словесная игра, которая очень полезна для устранения речевых дефектов и развития чистой речи.
Скороговорки часто используются логопедами в коррекционной деятельности. Но при этом данный инструмент доступен для использования и в домашних условиях. Вспоминая дома с ребенком скороговорки и проговаривая их несколько раз, вы не только увлечете малыша интересным занятием, но и поможете ему сформировать чувство ритма и развить речевую артикуляцию, дикцию, а также выучить труднопроизносимые слова.
Стихотворная ритмика формирует четкость речи, учит ребенка не пропускать и не менять звуки.
Методика работы над скороговоркой На былинке пылинка, Пылинка на былинке.
1. прохлопать ритм
2. проговорить хором
3. какие звуки выделяю голосом?
4. в каких словах слышится «п», а в каких «б»?
5. произнести скороговорку тихо, громко, грустно, весело
6. произнести низким голосом, а затем высоким.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
В капюшоне кукушонок смешон.
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Загадки
Народные загадки – это жанр устного народного творчества, который также способствует всестороннему развитию детей. При поиске ответов у ребенка активизируется мыслительная деятельность. Кроме того, загадки содержат в себе различные знания, поэтому знакомство с загадками расширяет кругозор детей, учит их чему-то новому.
Часто дети в дошкольном возрасте допускают ошибки при отгадывании загадок. В основном они связаны с тем, что дети невнимательно или не до конца слушают задание, не запоминают полностью содержимое загадки, не имеют достаточно знаний об окружающем мире, а также не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки.
Поэтому разгадывание загадок способствует устранению данных проблем.
Таким образом, устное народное творчество богато своим разнообразием: это сказки, стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, фольклор и многое другое.
Все это очень необходимо использовать в развитие детей раннего возраста.
При этом важно, чтобы эти средства использовались и дома родителями. Чтение на ночь сказок или пение колыбельных песен успокаивает ребенка, способствует засыпанию. Мама, читает сказку малышу на ночь, тем самым передает ему свою любовь и нежность. Дети очень любят проводить с родителями время за чтением книг. Поэтому они легко и с интересом усваивают услышанный материал.
Далее родителям предлагается пройти викторину по литературным произведениям.
Викторина
1. «Вспомни сказку».
Кот зажил большим барином
и уж больше не ловил мышей,
разве иногда для развлечения. (Кот в сапогах).
И родила королева дочку и была она
бела как снег,
румана, как кровь,
такая черно-волосая… (Белоснежка).
Привела мачеха в дом своих дочерей.
Были они лицом красивые, но сердцем злые и жестокие
И настало тогда тяжелое время
для бедной падчерицы (Золушка).
Эти слова доставили малышу большую радость,
Ведь он так мечтал хоть раз погулять по крыше
со своим новым другом (Малыш и Карлсон)
Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему? (Винни-пух)
2. «Скажи и назови».
Какие слова говорила Маша медведю, когда он нес в корзине на спине ее домой? Назовите сказку и ответьте на вопрос («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок.»)
Из какой сказки эти слова? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)
Из какой сказки слова:
«А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо, сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо (Айболит, Корней Чуковский)
Ночью она спала в своей ореховой скорлупке, перинкой ей служили лепестки фиалки, а одеяльцем лепестки розы (Дюймовочка, Г. Х Андерсен).
3. «Кто есть кто?»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.
Ниф-Ниф (поросенок)
Буратино (деревянный мальчик
Чипполино (мальчик-лук)
Винтик, Шпунтик, Пончик (малыши из Солнечного города).
Тотошка (собака).
Серая Шейка (утка).
Матроскин (кот).
Колобок (хлебобулочное изделие).
Дядя Федор (мальчик).
4. «Кто здесь был, и что забыл?».
Воспитатель показывает вещи, необходимо назвать из каких они произведений:
Туфелька («Золушка» Ш. Перро)
Телефон. («Телефон»К. Чуковский).
Мыло. Полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский)
Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро)
Красная шапочка («Красная шапочка» Ш. Перро)
Горошина («Принцесса на горошине» Ш. Перро)
3. «Веселая мастерская»
Далее идет ознакомление с фольклорным творчеством. Включается русская народная музыка, воспитатель с детьми переодевается в русские народные костюмы.
Ведущий (воспитатель) :
Здравствуйте, гости дорогие
Что вы грустные такие?
Что в печали вы сидите?
Веселиться не хотите?
А вы знали, что вчера
Ехал дед на хуторок,
Потерял свой коробок.
К коробу подходят дети.
1 ребенок.
Эй, ребята, посмотрите!
Что же там внутри лежит?
2 ребенок.
заглянем мы в короб тот,
Может сказка там живет.
3 ребенок.
Ой, смотрите, чудеса!
Здесь такая красота.
Дети достают и коробки различные предметы и показывают их родителям.
4 ребенок.
Козлик маленький из глины,
Как пригож собой!
5 ребенок.
А вот олень!
Ноги длинные, рога красивые,
А тело сильное!
6 ребенок.
А вот поднос, нам всем принес.
Не цветы, а просто диво!
7 ребенок.
Поразит наш взор она,
Расписная хохлома!
Изделия показываются всем зрителям.
Ведущий:
Дорогие гости, сидеть без дела мы не будет! Будет делать чудеса, закатайте рукава! Возьмите в руки кисточки и вперед за дело!
Родителям выдаются краски, кисточки, баночки для воды, трафареты и фигурки для раскрашивания.
Родители вместе с детьми раскрашивают дымковские игрушки.
Из выполненных работ оформляется выставка.
Далее организуется чаепитие в оформленном русско-народном стили. Для этого используются самовары, вязаные игрушки, сушки к чаю, ватрушки, блины и другие сладости, характерные для русской народной кухни.
В процессе чаепития ведется обсуждение, подводятся итоги, обмен мнениями.