Титова Марина
Родительское собрание Роль родителей в речевом развитии детей в реализации ФОП ДО и в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Темочки:
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.
Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
Слайд 3
Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Развитию речи малыша способствует ежедневная совместная работа родителей, воспитателей и детей. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Слайд 4
Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи, соответствовать и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов, а также в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые вы легко можете использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между родителем и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения: много разговаривать с ним, читать книги и рассказывать сказки, хотя это, безусловно, нужно и важно.
Слайд 5
Но так же, вам родители необходимо включать в общение с детьми и другие методы и приемы. Такие как: различные гимнастики, пальчиковые и словесные игры.
Сегодня мы приготовила комплекс мероприятий, который вы можете использовать, что бы развить речь ребенка, сделать ее правильной и красивой. А главное, что все это принесет малышу и вам не только пользу, но и удовольствие!
Слайд 6
Практическая часть.
Первое, с чего мы начнем, это артикуляционная гимнастика. Многие родители недооценивают важность занятий этой гимнастики для малышей.
Слайд 7
Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные упражнения способствуют:
- усилению кровообращения;
- развитию гибкости органов речевого аппарата;
- укреплению мышц лица.
Перейдем непосредственно к артикуляционной гимнастики. Для эффективности работы и проверки качества, рекомендуйте родителям использовать зеркало.
Какие артикуляционные гимнастики вы знаете?
Слайд 8
Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.
Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала, - дети зевают
Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала, - глотают
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Слайд 9
Предложите родителям Игры - упражнения на развитие речевого дыхания, они помогут выработать у ребенка правильное звукообразование.
Воздушный шарик. Дайте ребенку шарик и попросите надуть его.
Карандашик. Положить на стол карандаш со словами: «А хочешь я тебя научу, как сделать карандаш волшебным? Дуй на него сильно-сильно».
Кораблик. Налейте в тазик воды, сделайте бумажный кораблик и с удовольствием играйте, запуская его по волнам. Ребенок должен привести кораблик в движение, дуя на него.
Надувание мыльных пузырей.
Ветродуйчики, которые начинают крутиться от движения воздуха.
Нужно объяснить родителям, что это самые простые игры, и как только ребенок их освоит, нужно переходить к более сложным.
Пойте вместе гласные звуки: а, о, у, и, э, наматывая при этом веревочку на карандашик.
Учите тянуть некоторые согласные звуки: «Как поет комарик? С-с-с-с…». «Как жужжит муха? З-з-з-з…». И тому подобное со звуками ш, ж, ф, х.
Слайд 10
Следующее, с чем мы сегодня поиграем – это наши пальчики.
Слайд 11
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальчиков у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Работа рук не только развивает речь ребенка, но и способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.
Наверняка, родители знают пальчиковые гимнастики и проигрывают их со своими детьми. Но… уверенны ли они, что все делают правильно? Вспомним «Сороку белобоку» на «раздаче каши», деткам не стоит халтурить, показывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть, пальчик, надо взять за кончик, слегка сжать, помассировать и только потом загнуть.
Начинаем игру с мизинчика. Мизинчик отвечает за работу сердца. Следующий массажируем – безымянный, для хорошей работы нервной системы. Потом - средний, он стимулирует работу печени. Затем – указательный, этот пальчик ответственный за работу желудка. Большой палец оставляют напоследок не случайно: он отвечает за голову, повышает активность головного мозга.
Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо его как следует «побить». Для чего?. Правильно, для того, чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть то с правой, то с левой ручкой.
- Какие пальчиковые гимнастики вы знаете? / отвечают/
Слайд 12
Игра «Заинька»
/движения выполняются обеими руками сразу/
Раз, два, три, четыре, пять. поочередно загибаем пальчики, начиная с большого
Вышел заинька гулять. показываем «ушки» указательным и средним пальцем
Что нам делать? Как нам быть? разводим ладошки в стороны и поднимаем плечики
/удивляемся/
Будем заиньку ловить хватательные движения пальчиками
Снова будем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.
Слайд 13
Игра «Капуста»
/движения выполняются обеими руками сразу/
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим… (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Слайд 14 ИГРОВОЙ МАССАЖ И САМОМАССАЖ - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
- Какие игровые массажи и самомассажи вы знаете?
В несколько игр мы с вами поиграем.
Слайд 15 Игры с сыпучими материалами
1. Можно предложить родителям насыпать в кружку сухую фасоль. На каждое слово перекладывать фасолины по одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.
«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ – топ – топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.
Вот как мы умеем: топ - топ-топ».
Слайд 16 Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на каждое слово стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Слайд 17 Игра с карандашом.
(лучше использовать карандаш – трехгранник или шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Слайд 18
Массаж Су – Джок шарами /родители повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Слайд 19
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).
2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).
3. Словесные игры (без наглядного материала).
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические и словесные игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.
Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.
Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предложите родителям соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и родители не потратят лишних нервов.
Существует много игр, в которые можно играть родителям с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.
-Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование
«Подбери словечко».
Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку».
В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра
«Сравни два яблока»- одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
-Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию».
Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для ребенка будет не только польза, но и огромное удовольствие.
«Приготовим сок»
Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови – морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т. д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т. д.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными
Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:
Р) : Кошка бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная
Р). Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, цветик-семицветик, платье, …
Р). Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым, модным…
Р). Что еще может быть модным? и т. д.
Предоставляется слово педагогу- психологу ТПМПК Казариной Татьяне Александровне.
Рекомендации родителям :
- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
Игра не должна строиться на принуждении.
Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
Стараться, чтобы игра имела развитие.
Надеюсь, я подтвердила значимость использования артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр дома. Помните, что ребёнок очень рад минутам, проведенным с вами в игре. Нужно играть и общаться на радость и на благо вашему малышу!