Елена Слабунова
Родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ : «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» (II мл. «б» группа»)
Родительское собрание :
«Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей!
II мл. «б» группа
Цель:
• Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;
• Заинтересовать проблемой;
• Приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи;
Публикация «Родительское собрание „Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
План:
1. Значение и роль пальчиковых игр в развитии речи детей;
2. Мастер-класс для родителей (показ правильного выполнения пальчиковых игр)
Ход событий:
1. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы – шарики, кубики и т. п.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнителя взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следуют выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируется разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для детей трех-четырех лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернете бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка;
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
5. Ребенок выполняет движения и приговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются знакомые ребенку персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до1,5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Используете максимально выразительную мимику.
• Делаете в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движение без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятие весело, «не замечайте» если ребенок на первых порах делает что –то неправильно, поощряете успехи.
2. Начните с простых пальчиковых игр :
Солнце вышло из-за тучки
Солнце вышло из-за тучки.
Побежал по небу лучик!
Лучик на нос Ване сел,
А потом улетел!
Кулак разжимается.
Пальчики растопырены, шевелятся.
Указательным пальчиком дотроньтесь до носа малыша.
Спрячьте руку за спину.
Ежик
Вышел ежик на дорожку,
У него- четыре ножки!
У него иголки
Будто бы у елки! Прикоснитесь кончиками пальцев к столу, сымитируете пальчиками шаги
Раскройте ладошку,
Растопырьте пальцы.
Братцы
Вышли братцы
Прогуляться.
А потом по одному все попрятались в дому! Разгибайте пальчики по одному.
Загибайте пальчики по одному в кулак.
Цветочки
По весне из почек
Выросли цветочки.
У цветочков –лепестки
А на них сидят жуки:
Раз- два- три- четыре- пять!
Лепестки скорей погладь! Разгибайте пальчики из кулака.
Указательным пальцем другой руки «пересчитайте» лепестки.
Рукой малыша погладьте свою ладонь.
Зайка
Зайка утром встал,
За морковкой побежал! Сложите руку: указательный и средний пальцы-«ушки», остальные пальчики – кулак.
Зайкины «ушки» превращаются в ножки, которыми вы «бежите» по руке малыша
3. Вопросы родителей :
Речь дошкольников развивается по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употреблении в процессе общении ребенка со взрослыми и сверствениками. Во-вторых, речь превращается в орудие мышления. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.
Сам ребенок овладевает речью только в процессе со взрослыми. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю последующую деятельность ребенка. Перечислите, пожалуйста, наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка :
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общения ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого-образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук
5. Чтение с художественной литературы
6. Игры с ребенком взрослых и детей
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Работа по развитию речи осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а так же на других занятиях – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большое значение для развитие речи дошкольников имеет обогащения словаря на основе знаний и представлении об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой.
И сегодня я вам предлагаю отправиться в игру- путешествие по стране «развитие речи».
1. Станция «Творческая»
Подберите прилагаемые к словам:
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-человек (замечательный, открытый, сердечный, вежливый и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, пронизывающий и т. д.)
-луна (яркая, растущая и т. д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить поминать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет познакомится с нравственными понятиями.
2. Станция «Сказочная»
- Я решил попутешествовать по свету и не зная, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как дед и бабка. Но оказалось, что в мире живут еще и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
- Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород вижу- и правда, моя помощь нужна?
-Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою. Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу. Они влезали, влезали, внутрь. Я не выдержал, рухнул!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»
3. Станция «Наши руки не знают скуки»
Массаж. Массирую пальцы, активизируются работа внутренних органов.
Большой – отвечает за голову;
Указательный- желудок;
Средний –печень;
Безыменный – почки;
Мизинец – сердце.
Растираем подушечку пальцев, затем медленно опускаемся к запястью. Потрем ладошки, похлопаем.
Пальчиковая гимнастика. (по выбору)
Пальчиковая гимнастика «Медведь». (с предметом)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
4. Станция «Игровая» (по звукопроизношения)
(показываю детям картинку, на которой нарисована вьюга) «Вьюга начинается» - дети тихо говорят : «У-у-у», по сигналу «сильная вьюга» - громче говорят; по сигналу – «вьюга кончается» говорят «тише», по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Предлагаю взять насос и накачать велосипедные шины. Дети подражают действию насоса, произносят звук «С-с-с»
Речевая игра «Прогулка в лес»
Чистоговорки:
«Жа- жа- жа, есть иголки у ежа»
«Жу –жу –жу, молоко дадим ежу»
«Лежит ежик у елки у елки, у ежа иголки»
«Бы – бы- бы- идет дым из трубы»
Словесная игра
Определить, из каких слов состоят слова : самосвал, пылесос, самолет, сороконожка, соковыжималка, листопад, снегопад и т. д.
Вывод:
Таким образом, овладение таким языком рассматривается как стержень полноценного оформления личного ребенка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания!