кирилюк олеся
Родительское собрание «Развитие речи и мелкой моторики детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
на тему «Развитие речи и мелкой моторики детей раннего возраста»
Подготовила : Булкина О. С.
Цель: Психолого-педагогическое информирование родителей по речевому развитию детей раннего возраста.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи и мелкой моторики детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• обогащать представления родителей о важности проведения работы по развитию речи и мелкой моторики рук;
• ознакомить родителей с задачами, методами и приемами работы, дидактическими играми, способствующими развитию речи, мелкой моторики рук детей раннего возраста.
• укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Ход собрания:
Здравствуйте уважаемые родители, мы очень рады нашей встречи.
Начнем мы сегодня наше собрание не как обычно, а с игры. Игра называется «Веселый бубен».
Встаем все в круг и под мои слова передаем бубин, на ком закончатся слова, тот говорит детям и нам всем пожелания на учебный год. И так начинаем
«Ты катись, веселый бубен,быстро-быстро, по рукам. У кого веселый бубен,тот пожеланье скажет нам» и так играем 5-6 раз. (Пожелание родителей записываем на камеруБ чтобы потом показать детям) Молодцы!
Сегодня я предлагаю всем нам отправиться в круиз по океану знаний, которое продлится не один год.
Для того, чтобы нам отправиться в путь, нам нужна дружная команда и я надеюсь,она у нас есть в лице родителей и педагогов. И надеюсь какие бы штормы и бури нас не ожидали впереди, мы всегда будем выходить сухими из воды. Ведь мы настоящая и сплоченная команда, которая везет самый ценный груз- ЭТО НАШИ ДЕТИ.
Так же нам необходимо надежное оборудование и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей).
Если родители и дети ходят к нам второй год,то за активное участие в жизни детского сада (вручение благодарственных грамот)
Итак,вперед и только вперед!
Послушайте загадку.
Пять да пять - родные братцы
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют.
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбой
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
Конечно же- это руки.
Не зря есть такие высказывания: послушайте (можно плакаты с высказываниями или слайды)
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
(В. А. Сухомлинский)
«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Квант)
«Рука-это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
«Руки учат голову,а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)
Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Первая остановка
Знакомство родителей с работой по развитию речи детей по средствам развития мелкой моторики рук
Речевому развитию необходимо уделять большое внимание, чем раньше заговорит ребенок, тем лучше, так как человек мыслит словами, если бедный словарь - то соответственно это отражается на развитии мышления ребенка. Наша речь это наше мышление. Безусловно, все детки научатся говорить, но нельзя пускать этот сложный процесс на самотёк. Речевое развитие ребенка зависит от взрослых, общающихся с ним: родителей и воспитателей в первую очередь. Поскольку в возрасте от двух до трёх лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 50 до 1200 слов, то целесообразно уделить этому особое внимание.
В детском саду еженедельно проводится одно игровое занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также ежедневная работа в формах совместной деятельности педагогов с детьми по речевому развитию и самостоятельное общение ребенка со сверстниками и сотрудниками детского сада.
Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. Обратите внимание на своевременное развитие речи своего ребенка. Что это значит? Это, прежде всего, развитие условий для максимального развития речи :
• Общение с ребенком в повседневной жизни (в процессе кормления, умывания, одевания, игр, прогулки);
• Проведение специальных игр и упражнений, пусть элементарных, кратких по времени, но ежедневных;
В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов.
В развитии речи детей с 2 до 3 лет происходит существенный скачок - функции речи расширяются, - она становится не только средством общения ребенка с взрослыми, но и средством общения с детьми.
Вторая остановка.
Проводиться в не обычной форме,не воспитатель рассказывает,а родитель тянет карточку и читает сам. Что позволяет родителям лучше понять и запомнить и закрепить какую то информацию. На столе лежат разноцветные карточки с цифрами и кубик. Родители бросают кубик и берут карточку с соответствующей цифрой. И знакомятся с особенностями развития речи у детей раннего возраста, с задачами и условиями развития речи у детей раннего возраста. (10-15 карточек)
Особенности развития речи детей 2-3 лет.
1-карточка
Совершенствуются все стороны речи. Очень быстро растет словарь. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, то в 2,5 года - 400-500, в три - 800-900, а иногда и более 1000. Ребенок буквально на лету схватывает и повторяет не только новые слова, но и целые обороты речи. В речи детей появляются глаголы, причем они могут употребляться в прошедшем и будущем времени.
2-карточка
Кроме глаголов, существительных в речи детей широко представлены местоимения ( личные и притяжательные: я, мы, мой, твоя и т. д.). Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных и наречий. Это позволяет ребенку оформлять свои мысли и выражать их в предложении.
3-карточка. К концу 3-го года ребенок употребляет сложные распространенные предложения, хотя еще есть трудности в правильном их грамматическом оформлении. И все равно малыш настолько уже владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал, ребенок с легкостью запоминает стихи, песни, сказки. Речь становится более выразительной, ярко отражает различные чувства и переживания ребенка. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.
Задачи и условия развития речи детей 2—3 лет в семье :
4- Карточка
.Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы.
Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).
5-карточка
.Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.
6-карточка. Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.
7-карточка.
Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.
8-карточка.
Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.
Упражнения, которые можно использовать для развития речи детей.
Взрослый обращается к ребенку с просьбой, побуждая его к пониманию речи окружающих : найти среди предметов нужный; что-либо сделать (принести, показать, положить, поднять, покормить, погладить, постучать, отдать). Например: «Покажи, где машина», «Найди книжку», «Подай красный кубик», «Положи большой мяч», «Покажи, где у куклы глазки, носик, ротик» и т. д.
9-карточка
. Полезные разнообразные речевые задания: «Повтори слово», «Покажи, как жужжит жук: ж-ж-ж-ж-ж-ж; шумит пылесос: ш-ш-ш-ш-ш; течет водичка: с-с-с-с-с; зудит пчела: з-з-з-з-з-з; словесные поручения: «Подойди к папе и скажи …», «Пойди позови …», «Подойди к бабушке и попроси …», «Спроси у дедушки …» и т. д.
10-карточка
. Родителей должно насторожить, если ребенок в этом возрасте почти не говорит или говорит мало, запас его слов беден, употребляются лишь простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи. Поэтому необходимо как можно скорее выяснить причины отставания речи.
11-карточка.
Специалисты выделяют в основном три причины в запаздывании развития речи :
1) заболевание ушей и носоглотки, а также другие тяжелые заболевания;
2) различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью;
3) недостатки воспитания, когда ребенок растет «запущенным», ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.
12-карточка
.Задача педагогов и родителей простимулировать развитие определённых мозговых зон, отвечающих за речевое развитие. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
А теперь давайте отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику
Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками
и потешками.
Например: «Апельсин»
Мы делили апельсин –
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайся кто куда!
(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)
(Загибают большой палец руки)
(Загибают указательный палец)
(Загибают средний палец)
(Загибают безымянный палец)
(загибают мизинец)
(Бросают предполагаемую кожуру рукой)
(Делают испуганный вид)
(Делают движения руками в стороны)
«В игры с пальцами играем,-
Речь свою,мы развиваем»
Знакомство родителей с разнообразием пальчиковых игр (плакаты,слайды)
Игры и действия с игрушками и предметами.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.
Игры с мелками предметами (крупой)
Развивающая игра «Рисовые забавы»
Одна из развивающих игр – это игра с рисом (можно и с другой крупой). Эта игра не только развивает мелкую моторику рук малыша, но и речь, фантазию, мышление. Для игры вам понадобятся: рис, различные мелкие предметы, емкость для риса (ведро, коробка).
Высыпьте рис в коробку или ведро. Желательно, чтобы крупы было побольше. Соберите по паре различных мелких предметов (ложки, скрепки для бумаг, пуговицы, монеты, карандаши и так далее). Закопайте в рисе по одному предмету с каждой пары. Дайте ребенку предметы, пусть их рассмотрит, ощупает. Затем попросите найти в рисе пару для каждого. Искать малыши должны только на ощупь.
- Собирание пирамидок знакомит с такими понятиями, как цвет, размер и форма предмета, развивает мелкую моторику, координацию движений, внимание, память и логическое мышление, учит из отдельных составляющих собирать целый предмет.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
- Разноцветные прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
Изобразительная деятельность: лепка из пластилина.
Перед изобразительной деятельностью или лепкой рекомендуется проводить массаж рук.
Перекатывание карандаша между пальцами. Между ладонями ребёнок зажимает карандаш с гранями и катает его между пальчиками, массируя все точки, расположенные на пальцах.
Игра с мячиками
Массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладожке, столу, коврику)
С гладким мячиком.
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)
С мячиком ёжиком.
Маленький колючий ёж
До чего же ты хорош (катаем мячик ёжик по лодожке правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки (катаем мячик по лодожке левой рукой).
• Пассивная гимнастика (массаж) (проводится индивидуально с детками)
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
• поглаживание: совершается в разных направлениях.
• растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
• сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
1. Игры и упражнения в хозяйственно-бытовой деятельности
Уважаемые родители, не бойтесь вовлекать ребёнка в свои домашние дела. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
3. Лепить из теста печенье.
4. Открывать почтовый ящик ключом.
5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.
9. Помогать перебирать крупу.
10. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
11. Вытирать пыль, ничего не упуская.
12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
13. Перелистывать страницы книги.
«Давайте дружить с детьми»
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них детей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать,понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять-
Каждый шаг не нужно проверять,
Мнение и совет их уважайте,
Дети-мудрецы, не забывайте.
Взрослые,надейтесь на детей
И любите их душою всей
Занимайтесь больше с вашими детьми, ведь чем лучше работают ручки, тем больше будет почемучек.