Любовь Егорова
Родительское собрание «Лучшая подготовка к школе — это игра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лучшая подготовка к школе – это игра»
Цель: 1. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
2. Заинтересовать проблемой;
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей.
2. Видеозапись беседы с детьми «В школу я уже готов!»
3. Оформление выставки детских рисунков «Моя любимая игрушка».
4. Оформление альбома с рассказами и рисунками родителей «Моя
Публикация «Родительское собрание „Лучшая подготовка к школе — это игра“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
любимая в детстве игрушка».
5. Запись:
- Спокойной музыки для проведения психогимнастического упражнения
«Моя любимая в детстве игрушка».
- Детских песен: «Приходи ко мне играть», «Мы играли в папавоз», «Где
водятся волшебники», «Вечный двигатель».
Ход:
Собрание проводится в форме круглого стола в музыкальном зале.
Первая часть. Вступление.
Воспитатель встречает родителей в группе и приглашает их в
музыкальный зал. Каждый занимает удобное для себя место.
Звучит музыка, которая создает положительный эмоциональный
настрой.
Воспитатель знакомит участников круглого стола с его целями и
задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том в какой форме
будет проходить каждая часть.
Правила проведения круглого стола
- Все участники круглого стола должны быть активными на протяжении
всего его протяжения.
- Участники вправе давать о себе только ту информацию, которую они
сочтут нужной.
- Участники вправе задавать любые вопросы по обсуждаемой теме.
- в процессе совместной деятельности с детьми должны признавать личность
ребенка и стремиться к сотрудничеству.
Вторая часть. Что такое – готовность к школе?
Воспитатель:
Что такое – готовность к школе? Для начала - давайте узнаем мнение
наших детей. (Родителям предлагается посмотреть видеозапись беседы с
детьми «В школу я уже готов!»)
Вопросы к детям
Хочешь ли ты идти в школу? Зачем дети ходят в школу? Чему ты хочешь
научиться в школе? Ты стал уже совсем взрослый и многое умеешь, что
нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Готов ли ты к школе?
Мы узнали взгляды наших детей на данную проблему. Теперь узнаем
мнение наших родителей (высказывания родителей).
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже
стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в
школу вызывает опасение, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный
момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он
приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни –
учеба.
В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде
всего, как умение читать и считать. Такое убеждение в корне неправильно.
Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни
писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их
интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация
изменилась.
Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно.
Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат
иностранному языку, логике, риторике и пр.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3
месяца школьной жизни – таких «готовых» детей уже не надо учить читать и
считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, способность
решать и думать – эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.
Первоклассник не умеет устанавливать и поддерживать взаимоотношения с
другими людьми. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие
интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма
печальные результаты не только в школе.
Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости.
Первоклассник должен уметь владеть собой, подчинять свои желания
действительности, ему следует обладать силой воли. Ребенок должен уметь
работать в коллективе.
Дошкольный возраст – это замечательный период, когда развиваются
мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все
это развивается в игре. Часто современные дети не умеют играть. В семье не
придают игре должного значения. Родители считают ее потерей времени.
Взрослому трудно играть – надо придумывать, изобретать, прыгать,
двигаться.
Для многих родителей детская игра – это пустое времяпровождение.
Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда
– за игру.
Как объяснить взрослым, что игровая деятельность – основа
психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий
мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются
взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и
самосознания.
В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как
ребенок играет : подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается
ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете,
готов ли он к школе.
Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими
детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели
распределять и разыгрывать роли, умели договариваться.
Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к
школе, расширяет их представления об учебной деятельности.
Самое существенное изменение, которое отмечают психологи и
педагоги, заключаются в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже
играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Они не умеют сами организовать
свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются,
перебирают игрушки и пр.
В чем же причина?
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к
другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских
поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во
дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди
взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не
считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В
результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само
детство.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью
заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется
определенным правилам, при чем именно выполнение правил доставляет
максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и
осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где
дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила
игры, если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым,
дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый ребенок, вряд ли
послушается товарища, но в игре вынужден подчиниться требованиям
командира, а капитан должен быть примером для других – роль, как
говорится, обязывает! В игре, как в никакой другой деятельности, со всей
полнотой и отчетливостью раскрываются и шлифуются черты личности
ребенка. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное
значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
Тот ребенок, который играет дисциплинированно, будет потом проявлять
себя и в школе как дисциплинированный.
В играх с элементами соревнования дети учатся действовать сообща,
подчиняться правилам, упражняются в быстроте, ловкости, умении
ориентироваться во времени и пространстве, стремление достичь задуманной
цели. В этих играх проявляется детское стремление к самоутверждению: «я
быстрее бегаю», «а я ловчее прыгаю на одной ножке», «я метко бросаю» и
т. п. Каждый что-то может лучше, чем другой, каждый в чем-то ловчее.
Показать свои умения – значит получить признания сверстников. А это не
только приятно, но и жизненно необходимо: интересно жить в среде
сверстников, если ты принят коллективом как равный, если ценят твои
умения.
В игре развивается воображение. Вспомните «волшебные» слова детства
– «понарошку», «как будто» : вот когда «я понарошку машина, мамина
помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)»,
тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех
приведенных примерах не фигурирует игрушки. Игрушки нет, а игра есть.
Практика показала: «недоигравшие» дети приходят в школу с низким
уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но
и психологические проблемы.
Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе
стала успешной и принесла им радость. Лучшая подготовка к школе – это
игра!
Танцевальная пауза
Танец детей и родителей с игрушками.
Третья часть. Зачем родителям играть?
Мы с вами убедились, что игра – это не простое времяпровождение.
Давайте вспомним, в какие игры играют наши дети в детском саду и дома.
(Воспитатель обращает внимание на папку-раскладушку «День за днем» с
фото детей в детском саду).
Зачем родителям играть?
Скажите, пожалуйста, нужно ли учить детей играть или они научатся
этому сами?
Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам
разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники,
воспитатели в детском саду…
Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не
близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не
хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят
мороженого, не смотрят мультики, а только спят и работают», - мнение
одного 5-летнего ребенка.
Ролевые игры – известные всем «дочки-матери», «в дом» - с вашим
участием засверкают новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет
на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и
главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь
ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет
вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или
дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить
ситуацию к лучшему.
При совместной игре родители могут подсказать и показать более
сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому ребенку,
поднять непростую проблему и помочь найти выход.
Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь.
Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как
получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда
нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею,
распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при
обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не
заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи,
которые вам хотелось бы с ним обсудить.
Нередко слышишь от родителей : «Я не умею играть! Мне не интересно!
Я домой прихожу – мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться».
Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не
принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и
подключите фантазию – вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте!
На диван, а лучше на пол, на ковер. И играйте! Вы – Эверест, ребенок –
Отважный Покоритель Горных Вершин, вы Большая Белая Медведица, он –
Медвежонок Умка…
Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка,
побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень
полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки
зрения другого – с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой
Картонной Коробки или Старого Башмака.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам.
Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку
по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность;
случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение
и надеяться на победу в следующий раз. Развитию памяти, внимания и
быстроты реакции поможет лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем,
что в нее можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию
бабушек, дедушек, младших сестер и братьев.
Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть
со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и
принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать
без злорадства, могут только родители. Их задача – сделать это тактично и
терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе
неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие
игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным.
Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшем в
жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти
умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.
Игра как ничто другое развивает воображение. И опять же, именно
родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения
вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают
задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого
воображения в жизни человека трудно переоценить.
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой
времени и сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность ребенка. А
«недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к
окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре, с
родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать
самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея право на
ошибку.
Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого.
Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть,
его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл
даже тогда, когда окружен множеством игрушек: ведь он не знает, как ими
действовать! Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его
развитием, показывая примеры действий, обогащая опыт ребенка.
В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на
социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в
специальной работе по ознакомлению с окружающим, то теперь
обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные
усилия.
Для этого очень важно беседовать с детьми о случившихся событиях. К
примеру, ребенок с мамой были в парикмахерской. Об этом визите надо
обязательно поговорить. Нужно включить такие сведения, которые потом
ребенок смог бы использовать в игре. Важно показать тех людей, которые
действуют в той или иной сфере деятельности, и главное, те отношения
между ними, которые существуют в жизни.
А потом может быть все: работа на папином заводе, у мамы в ателье,
труд врача, строителя, ученого. Важно лишь одно: не жалеть времени на игру
с ребенком, уметь придумать сюжет, роли, уметь подыграть ребенку,
разбудить его воображение. Польза всего этого для малыша огромна. И дело
не только в знаниях, в развитии интеллекта. Развивается и личность ребенка,
растет сфера его духовных потребностей, интересов. Растет его
привязанность к нам, родителям, ведь малыш любит нас не только и не
столько за то, что мы его кормим, одеваем…
В конце концов – это мы обязаны делать. Это наш долг не перед
ребенком – перед обществом. А вот в игре, сославшись на усталость, на
занятость, мы можем и отказать. Тем больше ребенок ценит наше участие,
тем желаннее для него эта возможность: приобщиться к человеку с
превосходящим сознанием.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда
возвращаться в детство – и давайте играть!
Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном
доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не
нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного
вместе с ним фантазировать и играть! Так играйте со своими детьми!
Четвертая часть.
Психогимнастическое упражнение
«Моя любимая в детстве игрушка»
Звучит релаксационная музыка. Психолог медленно говорит.
Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо
чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза,
прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте
тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время,
когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет.
Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы
играете своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие
игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не
расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости,
и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в
эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза.
Затем психолог предлагает рассказать родителей о том, что они
ощущали. Просит рассказать о своей любимой игрушке. Первыми могут
отвечать педагоги детского сада, чтоб дать образец рассказа.
Сделать вывод, что любимую игрушку человек помнит всю жизнь, и это
дает ему положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему,
предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети
через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».
Игровая пауза
Игры родителей вместе с детьми :
Игры проводятся под детские песни об игрушках.
1. Чья команда быстрее соберется у своей игрушки
2. Одень куклу на прогулку
3. Чья команда быстрее построит дом из строительного материала.
Пятая часть.
Информация старшего воспитателя о видах игр,
их значения в развитии ребенка, о том,
какие игры и игрушки нужны детям.
Развитие ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ему
выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и
познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно
огромные, шикарные, дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и
электрические машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по
наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством
немыслимых нарядов, а может это просто кусочек искусственного меха,
перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время сна.
Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только
дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые. Я имею в виду
именно ту игрушку, память о которой ребенок пронесет по всей жизни, а,
возможно, и подарит ее своим детям вместе с чувством близости и теплоты,
которое они ощутили вместе.
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может
пожаловаться, которую поругает, пожалеет и утешит. Именно она поможет
ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх
темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с
игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают,
забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя,
достают из угла, чинят, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать
к роботу-трансформеру, игрушке «Денди», взмывающему ввысь самолету,
ревущей и гремящей машине.
В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби,
Мишку, котенка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на человека,
близкое ему и понятное.
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек,
способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления,
интеллекта, эмоций, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и
сказочные ситуации, подражать взрослым. Игрушки должны быть
развивающими, обучающими, развлекающими.
(Обратить внимание родителей на плакат «Виды игрушек»)
Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по
каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос
показал: мы руководствуемся чем угодно – ценой, желанием ребенка, но не
соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная
сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его
группы такое уже давно имеется? Срочно купить!
Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки – «ребенок
хочет именно ее». Или – «я ему обещал, если он не будет драться, сделает то-
то, то-то и т. д.)».
Еще один вариант – «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве
такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это
ваше счастье, что у вас такого не было?
И еще один совет. Не водите ребенка часто в игрушечный магазин с
множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и
страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, звери
и машины! Эти переживания, когда ребенок не может получить то, что
очень хочется, ему совсем не нужны. Тогда, когда вы сами готовы подарить
ребенку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Главное при выборе игрушки – просто подумать, что она собой
представляет и какие качества может сформировать. Важно, чему научит эта
игрушка и что она разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость,
пространственное мышление.
Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, важно,
чтобы эти эмоции были позитивными. Игрушки не должны быть
агрессивными.
Главный критерий при выборе игрушки – соответствие возрасту. Только
в том случае, если игрушка «подходит» малышу по возрасту, он сумеет в
полной мере оценить все ее достоинства.
Правильно выбранная игрушка поможет вашему ребенку
совершенствовать приобретенные навыки и подтолкнет развитие новых.
Самый важный вопрос – является ли игрушка безопасной для ребенка.
Игрушка должна быть прочной, не токсичной, без острых краев и мелких
деталей.
Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю
своей привлекательности. Ребенок должен быть заинтересован
игрушкой. А это возможно тогда, когда ребенок знает, как с ней играть.
Поэтому, прежде чем дать игрушку, а тем более новую, надо ее обыграть с
ребенком, показав ему, как действовать с ней.
И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена
уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок
будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу
(куклу, слоника, конструктор).
Часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от
ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он
воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».
Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные
или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой
связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские
воспоминания, это его друзья. Психологически правильно отремонтировать
их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребенку, которому не
повезло, и родители не покупают ему игрушек.
Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, вы можете
выбросить его любимые игрушки, а они, как вы уже поняли, не обязательно
должны быть самыми большими, дорогими и красочными. Нередко ребенку
дороги совсем иные свойства игрушки.
Помимо разнообразных игрушек, которые можно купить в магазине,
детям необходимы такие, которые можно сделать самим (конечно, не без
помощи взрослых, например из природного материала (его тоже интересно
собрать, если рядом взрослый). Ребенок обладает фантазией, мысленно
превращает любую находку в желательный образ: листья – в деньги,
камешки – в сахар, прутики – в макароны… Играя, ребенок непременно
творит, фантазирует. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев,
пусть дом построен из щепок, не в этом дело – фантазия ребенка дополнит
действительность.
Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками,
особенно, если они становятся полезными для других (салфетки, игольницы,
украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет
делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание
ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно
приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие,
усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.
Давайте попробуем вместе с детьми сделать игрушку.