Эльвира Токарчина
Родительское собрание «Финансовая грамотность в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители! Предлагаю нашу встречу начать с просмотра отрывка из мультфильма «Жила-Была принцесса»)
https://www.youtube.com/watch?v=uHWKQbli6S8 (просмотр отрывка из мультфильма «Жила-Была принцесса»)
Уважаемые родители, многим из вас знакома ситуация, которую только что посмотрели.
- Как вы думаете почему дети так ведут себя? (Дети не знают о том, как и из чего строится ваш семейный бюджет)
Публикация «Родительское собрание „Финансовая грамотность в жизни детей“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
То есть настала пора поговорить с ребенком о финансовой стороне семьи. Но разве можно научить ребёнка соотносить потребности и возможности, планировать расходы? Оказывается, да.
1 слайд
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка:
- бережливости (продление жизни готовой вещи,
- деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»,
-трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности,
-здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
На вас, уважаемые родители, лежит ответственность познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи :
- кто и как зарабатывает деньги в семье;
- как формируется семейный бюджет;
- как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое; - как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок;
- как научиться экономить деньги.
- У вас возникает вопрос, а как познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи?
2 слайд:
Для начала вспомним, из чего состоит семейный бюджет, для этого отгадаем загадки:
Коль трудиться круглый год,
Будет кругленьким (доход).
3 слайд:
Какие бывают доходы в семье? (выслушиваются ответы родителей).
4 слайд:
Конечно, это: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, а так же есть незапланированные доходы.
5 слайд:
Премия, подарок, выигрыш.
6 слайд:
Отгадайте, какая вторая часть бюджета:
Невзирая на погоду,
Люди делают (расходы).
Теперь давайте поговорим о семейных расходах. (ответы родителей)
7 слайд:
Расходы могут быть обязательные: питание, коммунальные платежи, транспорт, связь, личные.
8 слайд:
Непредвиденные: болезнь, подарки, ремонт техники.
Накопления - деньги, которые откладываются на крупные покупки или на отпуск.
Вот как складывается семейный бюджет.
Послушайте историю одной семьи, которую можете рассказать своим детям.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников - нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
- Как вы думаете почему так произошло?
- Правильно ли поступила семья, что сразу израсходовала все деньги?
- Конечно нет, потому что надо правильно распределять семейный бюджет и учить этому детей.
- Как надо было поступить семье?
9 слайд: - А что для этого можно сделать? (ответы родителей)
Посмотрите на слайд и скажите на чем и как можно сэкономить в семье?
Родители помните, чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов, хотя бы приблизительный. А это и есть семейный бюджет.
10 слайд:
Подводя итог о семейном бюджете, продолжите предложения: Что произойдет, если…
-Доходы в семье будут равны расходам? (ответы родителей)
- Не сможем отложить сбережения.
- Доходы будут меньше расходов? (ответы родителей)
- Дефицит бюджета.
- Доходы будут больше расходов? (ответы родителей)
- Экономия бюджета.
*Значит, чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
Рассмотрим следующие ситуации:
11 слайд
• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
Чтобы в вашей семье не произошли такие ситуации, необходимо регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Ребенок должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить. Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
12 слайд:
Помните, что ваши дети смогут избежать ваших трудностей в планировании семейного бюджета, если вы уже с малого возраста будете учить их грамотно использовать свои финансы, соблюдать режим экономии и вообще жить по средствам.