Давыдова Елена
Родительское собрание «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания в форме семинара - практикума в группе комбинированной направленности для детей с ОНР (с 5-6 лет)
Тема: «Мнемотехника - как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела: учитель - логопед группы комбинированной направленности Давыдова Е. В.
Публикация «Родительское собрание „Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников с ОНР, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
- познакомить с определением «мнемотехника», раскрыть ее актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей дошкольного возраста;
- продолжать поиск новых рациональных средств, форм и методов работы с родителями в вопросах речевого развития дошкольников;
- стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.
Предварительная работа: разработка буклетов для родителей, подготовка презентаций.
Материал: листы бумаги, черные фломастеры, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, отгадывания загадок, составления описательного рассказа, пересказа сказок, цветы для проведения рефлексии.
Практическая значимость:
Данный семинар может быть интересен родителям, которые ожидают хороших результатов в развитии речи своих детей.
Ожидаемые результаты:
- получение родителями представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методики работы с мнемотаблицами для развития речи детей - дошкольников с ОНР.
План собрания
1. Вступление (вхождение в тему) воспитателя Власовой Е. Н.
2. Выступление учителя – логопеда Давыдовой Е. В. с презентацией «Мнемотехника - как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
3. Практикум учителя – логопеда Давыдовой Е. В. на тему «Применение
мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников с ОНР».
4. Рефлексия
5. Итог мероприятия.
Ход собрания:
1 слайд. Добрый день, уважаемые родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым. Тема сегодняшнего семинара - практикума «Мнемотехника - как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
2 слайд. Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание Конфуция:
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
А сейчас я хочу предоставить слово учителю – логопеду Давыдовой Е. В.
3 слайд. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи наших детей с ОНР существуют множество проблем.
С какими проблемами нам педагогам приходится сталкиваться?
Существующие проблемы речи современных детей :
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Бедность речи.
4. Недостаточный словарный запас.
5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
6. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
7. Плохая дикция.
4 слайд. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
А нам необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для решения существующих проблем мы используем с детьми метод мнемотехники, о котором подробнее сейчас расскажем.
5 слайд. Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания».
6 слайд. Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
2. Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление;
3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
8 слайд. Её можно разделить на три этапа.
Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На начальном этапе мы предлагаем и объясняем детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»,
«Найди пару»
«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
9 слайд.
На втором этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
10 слайд. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
11 слайд. На третьем этапе начинается работа с мнемотаблицами
Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей, что способствует:
• Обогащению словарного запаса.
• Заучиванию стихов.
• Пересказу художественной литературы.
• Обучению составления рассказов.
• Отгадыванию и загадыванию загадок.
12 слайд. Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
13 слайд. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы,
14 слайд. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
15 слайд. Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые мы используем в речевой работе с детьми. Предлагаем вам выполнить ряд заданий с применением мнемотехники. Сейчас нам необходимо разделиться на две команды. Каждое задание, которое будет выполнено правильно, принесёт команде одно очко (смайлик)
16 слайд. Первое задание.
Мнемотаблицы имеют актуальность при разучивании стихотворений. Заучивание стихов вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции. А с использованием мнемотаблицы дети с интересом учат стихи и быстрее их запоминают.
Разучим стихотворение по данной мнемосхеме.
17 Слайд. Не все из нас художники и вместо красочных изображений можно использовать схематичные рисунки.
18 слайд. Второе задание.
Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.
Составить мнемосхемы к загадкам :
- «Сидит девица в темнице, а коса на улице»,
- «Сидит дед во сто шуб одет.»
Музыкальная разминка.
19 слайд. Третье задание.
Так же мнемотаблицы используем при составлении рассказа, пересказе сказки. Символы-картинки помогают ребёнку пересказать текст или составить рассказ.
Составление описательного рассказа по теме «Зима»
20 слайд. (включить после отгадывания сказки)
Четвертое задание.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
Предлагается задание: собрать мнемосхему к сказке из отдельных фрагментов:
- «Заюшкина избушка»,
- «Три медведя».
Обыграть отрывок сказки (пантомима)
За каждое выполненное задание команда получает смайлик.
Давайте подведем итог нашей встречи (подсчет смайликов)
Рефлексия. Наше родительское собрание подходит к концу и нам хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мероприятии. Если информация была полезной и интересной, предлагаем вам собрать цветок с красными лепестками, а если нет - то с синими лепестками.
21 слайд. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
22. Слайд. У детей : расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным
показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
23 слайд. «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пять словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.
И в заключение нашего мероприятия мы хотим подарить вам буклеты.