Ходыкина Ольга Андреевна
Родительское собрание «Мальчики и девочки — два разных мира? Гендерное воспитание дошкольников»
1 слайд. Мальчики и девочки – два разных мира?
Мнение психолога
2 слайд. Ходят папы
Автор: Олег Бундур
Ходят папы под окнами, маются…
Ходят папы, ужасно волнуются…
Ни с того, ни с сего, обнимаются,
Ни с того, ни с сего, вдруг целуются.
То становятся сразу слезливыми,
И носы утирают платочками…
А за окнами мамы счастливые,
На руках с сыновьями и дочками.
Публикация «Родительское собрание „Мальчики и девочки — два разных мира? Гендерное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Темочки
3. Мы говорим сегодня о гендерном, то есть о полоролевом воспитании. Что такое гендерные различия, и как они влияют на воспитание? Ребёнок рождается с определённым биологическим полом (мужским или женским, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми ребёнок научается вести себя как девочка или как мальчик.
4. Перед современными родителями встаё т очень важный вопрос: кого труднее воспитывать, мальчиков или девочек? В чём их различия и нужны ли для них разные методы воспитания? Это действительно сложные вопросы, на которые нет простых однозначных ответов. Попробуем разобраться вместе.
5. Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Одна из причин в том, что существуют значительные различия между головным мозгом девочек и мальчиков :
• Мозг мужчины больше, чем мозг женщины.
• У мужчин быстрее созревает правое, «образное» полушарие, у женщин - левое, «абстрактно-логическое».
• В мозге женщины больше нервных волокон, по которым информация идет из одного полушария в другое. Женщины чаще используют оба полушария головного мозга.
6. Эти различия объясняют неоднородное развитие девочек и мальчиков : девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, быстрее и успешнее овладевают речью. Словарный запас юных болтушек едва ли не вдвое больше мальчишеского! Девочки, как правило, лучше способны выражать свои эмоции словами. Они также раньше начинают читать и писать.
7. Мальчикам из-за меньшего числа нервных волокон сложнее сопоставлять информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях: в мыслительные процессы избирательно включатся либо левое, либо правое полушарие. При осмыслении слов у мальчиков «работает» левое полушарие, у девочек - оба. Зато мальчики, в свою очередь, рано демонстрируют интерес к пространственным задачам.
8. Девочки могут капризничать по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики быстрее истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
9. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
10. У мальчиков и девочек по-разному организованы психические процессы. Различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже в раннем возрасте проявляются в поведении.
11. Девочки легче адаптируются к новым условиям, обстановке, лучше поддаются внушению и уговорам, мальчики – наоборот. Поэтому с девочками проще сладить, а мальчишек приходится контролировать.
12. Девочки любят повторение, шаблоны, схемы, они лучшие исполнители, мальчики же предпочитают сами «изобретать велосипед». Это прирожденные «творцы», первопроходцы.
13. По данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов, у мальчиков и девочек различается физиологическая сторона восприятия : девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
14. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства: кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
15. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. Используют при этом всё предоставленное им пространство.
16. Доказано, что мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазаютпо лестницам и деревьям, забираются на мебель.
17. Существуют также различия в реакции детей разного пола на оценку их деятельности: девочки больше ориентированы на результат и похвалу (причем важно кто их оценивает и как, для мальчиков очень важенпроцесс (хотя похвалу тоже ценят – но «предметную», по делу).
18. Иными словами, девочки более заинтересованыв эмоциональном общении,для них важно, какое они произвели впечатление, а мальчиков интересует суть оценки. Уже в младшем школьном возрасте для мальчиков будет ценнее признание сверстников, чем оценка взрослого. Поэтому девочки чаще становятся отличницами в начальной школе - несмотря на то, что мальчики лучше мыслят логически.
19. Девочка чувствует все нюансы вашей интонации, когда вы говорите о ней или её деятельности. Девочкам часто достаточно взгляда или нескольких слов, чтобы уловить ситуацию. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен точно знать, чем конкретно вы недовольны. Мамам, воспитательницам, учительницам трудно понятьэту сторону жизни мальчика - они-то сами другие.
20. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже отреагировал на первых минутах разговора, но долго удерживать эмоциональное напряжение он не может, он к этому не приспособлен природой. К тому же мальчики лучше воспринимают низкий голос, высокие тона могут выдержать недолго.
21. Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Вот несколько простых положений, которые помогут вам не забывать, что воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
22. Любовь к мальчикам и девочкам может выражаться по-разному. Любовь родителей, в первую очередь, проявляется через доверие и заботу. Забота - это готовность всегда прийти ребёнку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли.
Доверять - значит верить, что ребёнок всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать ребёнку свободу и пространство делать всё самостоятельно.
Естественно, каждому ребёнку нужно и доверие, и забота, но в разных пропорциях.
22. Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Мальчик просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что взрослые признают его самостоятельность и верят в его способность делать всё правильно. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам.
23. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что её любят. Если же вы слишком верите в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто вы не очень о ней заботитесь. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто её отталкивают, обижают, не любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.
24. Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.
25. У девочек рано проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в заботливом отношении к куклам. Их внимание рано привлекают взаимоотношения с другими людьми. С возрастом растёт их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению.
26. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.). Будущим женщинам свойственна склонность ухаживать, а также поучать других.
27. Мальчики обладают большей физической силой по сравнению с девочками, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованы, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.
28. Мальчишек интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.).
29. Будущие мужчины предпочитают точные науки, увлекаются техникой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем, они довольно часто неохотно занимаются самообслуживанием, часто проявляют беспомощность в простых бытовых вопросах, они больше подвержены травмам.
30. Непросто разобраться во всех тонкостях и особенностях воспитания девочек и мальчиков, это по силам только заботливым и любящим родителям. Мудрая природа нарочно устроила мальчиков и девочек по-разному, чтобы все в мире было гармонично. Желаем вам гармонии в семьях и взаимопонимания с вашими сыновьями и дочками!
31. Уважаемые родители, спасибо за внимание!