Наталья Литвинова
Родительское собрание «Хочу учиться!» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
До собрания: на столах книги, журналы по школьной готовности, экспериментированию. Фото-презентация.
Слайд №1.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на собрании каждый из вас постарается ответить на вопрос: «А готов ли мой ребенок к школе?»
1. На какой вопрос вы бы хотели получить ответ по теме нашего собрания?
2. Как вы понимаете, что означает утверждение: «Ребенок готов к школе!.» (умеет писать, считать и читать) 5 мин
Слайд №2.
Публикация «Родительское собрание „Хочу учиться!“ для детей подготовительной группы с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Специалисты, напротив, считают эти показатели не столь важными. В своем развитии ребенок проходит ряд этапов или ступеней, на каждой приобретая что-то новое для себя. Это новое и является тем итогом развития, благодаря которому ребенок способен перейти на следующий этап.
Поступление в школу и есть один из таких этапов в развитии ребенка, а готовность к школе – итогом предыдущих 6 -7 лет его развития.
Это не значит, что ребенок к 6-7 годам должен стать настоящим школьником, наоборот, означает, что к данному возрасту он должен стать зрелым дошкольником.
Физиологическая готовность (зубы, филиппинский тест)
Будущий школьник должен полноценно прожить свое дошкольное детство и максимально использовать возможности этого периода жизни для своего развития. Таким образом, только зрелый, «сложившийся» дошкольник психологически готов к обучению в школе – с одной стороны. С другой стороны – психологическая готовность к школе представляет собой комплекс качеств, характеризующих зрелого дошкольника. Что это за качества?
Для простоты понимания условно представим психологическую готовность к школе в такой форме:
Слайд №3.
Желание («хочу учиться») + возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе.
Вопрос родителям?
-Как вы считаете, какой из слагаемых в этой сумме является более важным для успешного обучения в школе: желание учиться и ходить в школу или умение учиться – то, что мы называем возможностями?
О возможностях наших ребят мы поговорим в мае после проведения итоговой диагностики, а сегодня мы обсудим мотивационную готовность детей к школе.
Слайд № 4.
Сообщение темы собрания: «Хочу учиться!» Мотивационная готовность детей к школе.
Уважаемые родители, до собрания Вам было предложено записать ответы ваших детей на вопрос: «Ты хочешь пойти в школу? Почему?».
Чьи дети положительно ответили на этот вопрос?» Поднимите руку те родители, чьи дети ответили «Да!»
Слайд № 5.
Родителям детей, которые не очень стремятся попасть в школу, рекомендую статью из книгу И. В. Павлова «Почему я боюсь идти в школу?» (См. в род. уголке)
Как показывают исследования и опыт учителей, желание учиться у многих детей снижается ближе к средним и старшим классам школы. Но маленькие дети, стоящие еще только на пороге школьной жизни, как правило, хотят учиться, пусть и не все из них ясно понимают, что собой представляет учение. Скорее они не хотят учиться, а стать учениками. Образ ученика, школьника обладает для них определенной притягательной силой.
А теперь давайте посмотрим как ваши дети ответили на вопрос: «Почему я хочу пойти в школу?», именно это и есть мотив, который побуждают ребенка идти в школу и формируют отношение к ней.
Среди них психологи называют следующие основные мотивы:
Слайд № 6.
- позиционный
- игровой
- оценочный
- внешний
- познавательный
- социальный
Можете ли вы определить, какой мотив у вашего ребенка?
Тренировочное упражнение в определении мотивов.
Сейчас родители зачитают характеристики, а мы вместе постараемся определить какой это мотив. И затем, каждый родитель определит мотив своего ребенка.
1. «Хочу в школу. Там весело, детей много, есть перерывы. На переменах я буду бегать, с друзьями играть, дурачиться». (игровой)
2. «Я пойду в школу, потому что там учиться мой брат (друг, сосед)»; «Там очень красиво и интересно будут стоять столы» или «Там кушать можно вкусно в столовой. На компьютере можно поиграть». (внешний)
3. «Потому, что мне купят портфель, тетради. А в школе есть столы доска, на переменах интересно». (позиционный)
4. «Да. Я хочу в школу, потому что там я буду получать хорошие оценки. Я люблю пятерки». (оценочный)
5. «Да, я хочу, потому что все дети должны учиться. Это очень важно и нужно.» (социальный)
6. «Я хочу пойти в школу, потому что там интересные занятия, и я хочу научиться писать, читать, считать»; «Чтобы учиться. Самое интересное в школе - это читать. А уроки интереснее перемен» или «в садике учатся печатными буквами писать, а в школе другими» (познавательный)
Если у кого –то трудность. Зачитайте, и мы постараемся определить вместе
Вы определили какой мотив у вашего ребенка. Как вы думаете какой из мотивов или мотивы наиболее значим для успешного обучения ребенка в школе?
Каждый из этих детей связывает поступление в школу с удовлетворением важных для себя в данный момент времени потребностей. Для кого-то важно успеть поиграть, для кого-то научиться чему-нибудь, а для кого-то почувствовать себя взрослым, изменить что-либо в своей жизни. В реальной же школе многие потребности детей – потребность в игре, положительном внимании взрослого и сверстников, в достижениях, в длительном отдыхе и др. – остаются далеко неудовлетворенными. Бывает и так, что, удовлетворив в первые дни или недели посещения школы свои желания, дети теряют к ней всякий интерес.
Уважаемые родители, у которых есть ученики, какой вопрос чаще всего вы задаете ребенку, пришедшему из школы? (Что получил? Кушать хочешь?.)
«Отметочная психология» - учение ради отметок, а не ради новых знаний и умений. Постоянная гонка за оценками делает ребенка тревожным.
Какой вопрос задать ребенку, чтобы «увести» его от оценочной мотивации?
Что нового ты сегодня узнал, чему научился, что понравилось, что запомнилось, что было трудным?
Зачем (почему) родители ходят на работу?
Зачем детям нужно ходить в школу?
Еще одним важным мотивом, обеспечивающим положительное и серьезное отношение ребенка к школе, является социальный . Наличие этого мотива означает, что ребенок хочет учиться в школе, потому что считает это важным и нужным делом, потому что стремится стать взрослее. Одним из главных условий появления этого мотива является серьезное и уважительное отношение взрослых к учению и к самому ребенку, стоящему на пороге школы.
«Хлопните» те родители, у чьих детей есть социальный Поднимите пожалуйста, руку, те родители, у чьих детей есть познавательный мотив? (если можно - зачитайте) Как вы думайте, что способствовало тому, чтобы у ребенка сформировался познавательный мотив?
В ЧЕМ СМЫСЛ?
Мотивы являют собой внутреннюю силу, побуждающую ребенка или взрослого человека к любой активности и, следовательно, наделяют ее определенным смыслом. Даже при отрицательной мотивации работа наделяется каким-то смыслом – например, не быть наказанным, не поссориться с любимым человеком и т. д. Придание смысла какой-либо деятельности, пусть даже сложной и неинтересной, побуждает к её выполнению.
Начинать процесс формирования определенных мотивов поведения следует с развития у ребенка обычной любознательности и детского любопытства.
Помните, что ребёнок всегда интересуется новым, проявляет любопытство к тому, чего не знает, и это надо использовать. Спросите себя: «Хочет ли мой ребёнок учиться, умеет ли он заниматься?» Вы знаете своего ребенка лучше всех, вы проводите с ним много времени, вы имеете возможность наблюдать за ним и подмечать те или иные особенности. Можете ли вы ответить объективно на несколько вопросов. Этот простой тест может помочь вам определить, насколько у вашего ребёнка развита познавательная потребность: узнавать что-то новое, делать что-либо занимательное, что требует усилий, но получается не сразу — то, что требуется для обучения в школе.
Вы можете определить, насколько развита у него познавательная активность
Слайд № 7.
Анкета для родителей
1. Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы?
2. Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали?
3. Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом?
4. Как поступает, ребёнок услышав занимательный вопрос?
5. Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельности?
сам пытается ответить (5 баллов)
по-разному (3 балла)
просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл)
Слайд № 8.
Если при подсчёте баллов у вас получится сумма от 17 до 25 - познавательная потребность развита достаточно сильно, это будет основательным подспорьем в школе.
Сумма 12-16 баллов означает умеренно выраженную познавательную потребность,
12 баллов говорят о том, что вам обязательно нужно уделить внимание развитию познавательной потребности, потому что при такой степени сформированности её, в школе у ребёнка возникнут проблемы.
А можно узнать, чьи дети имеют высокий уровень познавательной потребности. Что этому способствовало?
Вы определили мотив школьной готовности, анкета помогла вам узнать насколько развита познавательная потребность вашего ребенка, давайте определимся, а что нужно делать, чтобы развивать познавательные способности ребенка.
Слайд № 9.
1-ый прием: Экспериментирование.
а) Наши педагоги расскажут об этом приеме
б) работа в группах. Какие эксперименты можно провести в домашних условиях.
2-ой прием: умение задавать вопросы
Итак, для развития у ребенка познавательного отношения к окружающему миру важно удовлетворять его потребность в познании. Одним из внешних выражений этой потребности являются детские вопросы, адресованные взрослым. Как правильно на них отвечать: давать ли ребенку исчерпывающий ответ или подталкивать к самостоятельному поиску истины? (с. 30 Пример)
Но не все дети умеют задавать вопросы.
Слайд№ 10
1. Я загадала слово предмет, вы, задавая вопрос по схеме должны отгадать, что это за слово.
2. Расшевелить интеллектуально пассивного ребенка, а также увидеть, насколько у него развит познавательный и исследовательский интерес поможет такая игра. Нужно придумать как можно больше вопросов о каком-либо предмете. Например о карандаше.
Работа в группах (кто больше составит вопросов. Начинаем с группы, которая меньше составила) 3 мин
Тренировочные упражнения
- Из чего карандаш сделан?
- А что у него внутри?
- Почему он такой длинный?
- Почему он легко ломается?
- Что будет, если его съесть?
- А он может покатиться если его положит на стол?
-А из чего сделан стержень карандаша?
- Карандаш тонет в воде?
- Он может стоять?
- Что будет если карандаш бросить в костер?
Любой вопрос, заданный ребенком, уже ценен сам по себе, так как ребенок проделал определенную умственную работу, чтобы его сформулировать, и уже за это его следует похвалить.
Зачитывание рассказа.
Поэтому психологи рекомендуют не давать ребенку исчерпывающих ответов на его вопросы, а рассуждать вместе с ним, с помощью дополнительных вопросов, уже адресованных самому ребенку приводить его к собственному открытию
3 -ий прием: составление проблемных вопросов по содержанию прочитанных сказок. (Каждая группа придумывает по своей сказке или все одну)
1. Я буду зачитывать вопрос, а вы отвечать и называть сказку.
«Почему звери не пустили медведя в теремок?»
«Зачем Колобок ушел из дома и покатился по тропинке в лес?»
«Баба Яга добрая или злая?».
«Что случилось бы, если. ?»
… кошка была бы толще Жучки?
… выросла бы репка возле дома Бабы-яги. Кто поможет Бабе-яге вытащить репку?
Выбираем сказку и тренируемся задавать вопросы.
Слайд № 10.
Итог: Какие приемы вы сможете использовать для развития познавательных способностей ваших детей?
(экспериментирование, чтение художественных и познавательных книг, умение задавать вопросы и отвечать на проблемные, по запросам)