Ольга Матвеева
Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе
«Кризис семи лет. Проблема готовности ребёнка к школе»
Цель: ознакомление с основными понятиями и содержанием новообразований кризиса семи лет.
Задачи:
1. Познакомить с понятием кризиса семи лет и путями иго преодоления.
2. Ознакомить с новообразованиями, которые происходят с ребёнком дошкольником.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах
3. Ознакомить родителей с итогами мониторинга детей выпускников.
Ход родительского собрания.
- Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня, мы хотели бы, вам рассказать о таких волнующих вас вопросах, как готовность ребёнка к школе.
Главными симптомами периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название КРИЗИСА СЕМИ ЛЕТ. в это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выгодский определил как утрату детской непосредственности.
Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничество и даже клоунада.
Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7 летнего ребёнка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребёнка с близкими взрослыми. На 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребёнок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если ребёнок без всяких проблем раньше выполнял режимные моменты, то теперь в ответ он никак не реагирует, как бы реагируя призывы близких людей. В этом возрасте появляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.
Все это потому что ребенок воспринимает ранее привычный уклад жизни чем то «детским» и не относящимся к данному времени, где он уже взрослый (по его мнению). Отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребёнком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать её.
Одновременно с симптомами кризиса и «странного поведения» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода.
1. Ребенок начинает понимать свои переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребёнок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».
2. Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребёнка.
3. У ребенка возникают новые темы интересов, дети начинают интересоваться политикой, планетами, жизнью других стран, морально-этическими вопросами и другими сторонами жизни (такие как любовь и т. д)
4. Расширяется сфера интересов ребёнка, сфера его контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых. Все более важным и сложным становится отношения со сверстниками. Отличительная черта – это опосредованность определённым правилам. (например в семье ребенок может вести себя непосредственно как раньше, в кругу новых контактов задача «как себя вести» вдвигается на первое место.
5. Характер общения со сверстниками к концу дошкольного возраста также преобразуется. Дети выбирают себе более узкий круг общения, выходят на первый план более близкие, даже интимные привязанности.
6. Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребёнка. Одобрение и признание, идущие от членов семьи и членов новой общности, для ребёнка выступают показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в неё. Ребенок стремиться стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он берет сам на себя.
7. В 7 лет ребенок начинает выделять свой социальный статус, думать о будущем, о профессии, как он дальше будет занимать место в социуме.
Готовность ребёнка к школе.
В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается
* Личностная готовность
* Интеллектуальная готовность
* Волевая готовность
Личностная готовность включает в себя стремление ребёнка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе как ученику.
Внутренняя позиция школьника – является главным новообразованием кризисного периода и представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно значимой деятельностью – учением.
Для ребёнка это новый, более взрослый образ жизни.
Интеллектуальная готовность. Умственная активность и познавательные интересы ребёнка : его стремление узнать что то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу самому. Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игрой или житейской ситуацией, могут стать существенной тормозом в их учебной деятельности.
Волевая готовность. Произвольность поведения требует от ребёнка четкого выполнения определённых правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности.
Таким образом, разные аспекты школьной готовности оказываются связанными между собой, и связующим звеном является опосредствованность различных аспектов психической жизни ребёнка.
Отношения со взрослым опосредуются учебным содержанием, поведение – заданными взрослыми правилами, а умственная деятельность – общественно выработанными способами познания действительности.