Ольга Ерушова
Конспект родительского собрания «Что хранится в сундуке?»
▼ Скачать +Заказ
Что хранится в сундуке?
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
1. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы.
2. Закрепить знания детей о предметах русского народного быта.
3. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам.
4. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Предварительная работа:
1. Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба».
Публикация «Конспект родительского собрания „Что хранится в сундуке?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
2. Чтение русских народных сказок.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок.
5. Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Методы и приемы:
1. Наглядный (организация мини – музея предметов русского народного быта, показ предметов старины).
2. Словесный (беседы, рассказ воспитателя).
3. Практический (аппликация «Чайные тарелочки»).
4. Музыкальный (Русский народный хоровод).
Форма организации занятия: групповая.
Материал: предметы быта и утварь русской старины; бумажные тарелочки, бумажные цветы, клей, кисти, салфетки для рук на каждого ребёнка.
Воспитатель встречает детей в импровизированной горнице, в русском народном наряде. В одежде детей присутствуют элементы русской народной одежды.
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, гости в избу, присаживайтесь поудобнее. Расскажу я вам о жизни наших прабабушек и прадедушек. Хотите послушать?
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: Ребята, знаете почему Русь называли деревянной?
Ответы детей.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили жилища из бревен. Как называли такие дома? (Ответ детей-изба). И все-то было сделано в избе из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и стены, и посуда. В таких избах жили наши прадедушки и прабабушки.
- Посмотрите, на изображение старой избы, какая она красивая, с деревянными резными украшениями.
Дети рассматривают изображение избы на экране.
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка:
Прячет бабушка в нем вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут (сундук)
Правильно ребятушки, это сундук. Сейчас мы посмотрим, какое добро хранится в нашем сундуке.
Воспитатель вместе с детьми достает и называет предметы обихода и вещи – сарафан, рубаха, платок, картуз, лапти – и объясняют, что это одежда.
Словарная работа – новые слова: картуз, лапти.
Воспитатель: разгадайте следующую загадку и сундук покажет отгадку.
Маленький черпачок,
Красненький колпачок,
Три раза в день берется
И опять на место кладется. (ложка)
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено).
Воспитатель: Из чего сделаны эти вещи? Для чего они нужны?
Ответы детей.
- Правильно, из дерева. Ложками ели, а веретено нужно для изготовления пряжи. Шерсть кто давал людям? – овцы, козы.
Воспитатель: Посмотрите, пряжу пряли не только маленьким веретеном, но и большой прялкой (объясняет, как работала прялка)
Воспитатель: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Ну–ка, кто хочет своё уменье показать?
Выходят три ребёнка
Воспитатель: Как под музыку начнём мы танцевать, надо ниточку в клубочек намотать. А как кончим мы с ребятами плясать, значит, хватит вам и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование!
Проводится соревнование «Смотай нитки в клубок».
Игра сопровождается русской народной песней «Прялица».
Воспитатель: Посмотрим, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее?
Сравнивает клубочки. Хвалит победительницу и остальных участниц.
Воспитатель: А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Ваня Ширнин
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Ребята, а как ласково можно обратиться к печке?
Влада Пашкова
Ой ты, Печка-сударыня,
Помоги нам, барыня,
Освети, полечи и спаси,
В дом богатство неси.
Воспитатель: А помощники у печки тоже свои. Я буду загадывать загадки, а вы, ребята находите эти предметы в моей избе.
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля… (чугунок)
Рогат, а не бык,
Пищу берет, а несыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (ухват)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (самовар)
Воспитатель: Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Воспитатель: Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Муляжи дровишек складывает в печь и дуем все вместе,
разжигая огонь в печи.
Воспитатель: Ай, да молодцы, помогли печь растопить! За помощь вашу печка может вас угостит чем-нибудь вкусненьким. А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. Я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
- Посмотрите, на столе посуда. Давайте мы её рассмотрим и расскажем какая она?
Ответы детей (деревянная, красивая, яркая)
- Мастера делали посуду из дерева и расписывали её нарядными и яркими узорами.
Воспитатель: Видите, стаканчики для чаепития есть, а тарелочек не хватает. Поможете мне изготовить красивые тарелочки? Как мы можем их изготовить?
Ответы детей.
Дети выполняют аппликацию, наклеивают цветы на бумажные тарелочки.
Воспитатель: Молодцы, мои помощники! Какая красота у вас получилась! Ну что, понравилось вам у меня в избе? Что запомнилось? Какие слова новые вы услышали?
Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас булочки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё.