Татьяна Бальчугова
Родительское собрание «Адаптация детей и родителей к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.
Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать родителям об адаптации малыша к детскому саду и адаптации родителей к детскому саду, настроить родителей на доброжелательные отношения, на непринуждённое общение.
Публикация «Родительское собрание „Адаптация детей и родителей к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход родительского собрания.
Добрый вечер. Мы рады вас видеть на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также обсудить важную проблему адаптации ребёнка и их родителей к детскому саду. Для начала давайте познакомимся. Берём в руки игрушку и рассказываем о себе, а игрушку передаём следующему. Например, я Татьяна Леонидовна Б, воспитатель младшей группы. (Вы сообщаете, чья вы мама или чей папа, и какая ваша семья). Моя семья очень дружная, спортивная, весёлая, умная и так далее.
Анкетирование «Знакомство»
Беседа об адаптации.
Как вы думаете, что такое адаптация? Что вы знаете о периоде адаптации?
Рассуждения родителей «Как облегчить адаптацию малыша».
Я хочу рассказать вам немного подробнее об этой проблеме.
Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно.
Показ презентации и доклад «Адаптация детей и родителей к детскому саду!»
Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей, пришедших в детский сад, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребёнка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Это событие очень волнует родителей.
Говоря об адаптации к детскому саду, многие подразумевают адаптацию ребёнка. Ведь именно ему, маминому и папиному крохе, предстоит оказаться в незнакомой обстановке. Да, конечно, адаптация ребёнка, но редко кто задумывается о том, что родителям тоже нужна поддержка в этот период. Ведь не только ребёнок останется на некоторое время без родителей, но и родители на такой же период времени останутся без любимого малыша. Так что в стрессовой ситуации находятся обе стороны и помощь нужна всем.
Поводов для переживания у родителей много : вы чувствуете, что малыш отделяется от вас, вы видите, как ваш ребёнок тяжело переносит это, вы передаёте плачущего ребёнка воспитателю, а у вас разрывается сердце при этом…
Если вас мучают сомнения по поводу того, стоило ли вообще отдавать малыша в сад, вам кажется, что ваш ребёнок привыкает особенно тяжело – не молчите. Если вы отдаёте малыша в сад, то старайтесь даже не допускать мысли: «А стоило ли?» Пошёл ребёнок в детский сад – значит так нужно. Чем меньше вы сомневаетесь, тем лучше для вас и малыша. Делитесь своими переживаниями со всеми родственниками и друзьями, пишите об этом в форумах, спрашивайте у знакомых о том, как проходили адаптацию их дети и вы с удивлением обнаружите, что, казалось бы, в безнадёжных ситуациях, адаптация всё же завершалась успешно, и родители, прошедшие адаптацию вместе с ребёнком, уже не помнят всех подробностей.
Не помешает познакомиться с мамами других детей, проходящих адаптацию одновременно с вашим. Делитесь своими успехами, внимательно слушайте «коллег по несчастью». Сравнивайте достижения, анализируйте.
Не бойтесь детских слёз в период адаптации. Они разгружают нервную систему ребёнка и позволяют ему быстрее и успешнее справиться со стрессом. Вам, конечно, больно видеть своего кроху залитого слезами. Но он пройдёт через это и забудет, а вы преодолеете все трудности.
И так, что же такое адаптация? Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
По характеру поведения при адаптации детей условно можно разделить на 3 группы.
1. Большинство детей отрицательно и бурно выражают своё отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т. д. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
2. Немногочисленная, 2-3 ребёнка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидя, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца и протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависит также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие – трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
3. В неё можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается со взрослыми, улыбается и тут же берёт инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришёл в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлён к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личность. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат или сестра и т. д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел увидеть. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идилия длится не более 2-3 дней, на большее у него не хватит информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
Проходит время (у каждого своё, и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребёнок быстро успокаивается, расставшись с мамой, всё реже плачет в течении дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестаёт плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптации служит спокойный и достаточно по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может. Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников образовательного учреждения.
Главное – запастись терпением, и для того чтобы малыш быстрее привык к саду, маме тоже нужно вести себя правильно. Стоит придерживаться следующих рекомендаций:
•Каждый день оставляйте время на беседу с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
•Заранее спланируйте прогулки на территории детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять вместе со всеми детьми и воспитателем.
•С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готов ходить в детский сад.
• Расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
•Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
•Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как общаться с воспитателем, как правильно заявлять о своих потребностях.
•Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
•Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
•Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться с другими детьми.
•Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
•Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимыми навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
•Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочки. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
•Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателем решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
•Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.
И верьте, пройдёт немного времени, и вы с удивлением прослушаете выученное в детском саду стихотворение и со слезами на глазах просмотрите выступление своего ребёнка на утреннике. Только слёзы будут другими – слёзы умиления, радости и гордости за вашего малыша.
Всё будет хорошо!
Анкетирование «Готов ли ребёнок к детскому саду»