Эльмира Наринян
Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация ребёнка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.
Задачи:
• Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.
• Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.
• Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Адаптация ребёнка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
• Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Ход ВСТРЕЧИ
1. Вступительная часть
Упражнение «Снежный ком»
Цель: знакомство, каждый участник называет свое имя, добавляет качество, присущее ему и как зовут его ребенка. Следующий все это повторяет и добавляет информацию о себе и т. д., пока не расскажут все.
Педагог-психолог:
-Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.
Правила тренинга
Педагог-психолог:
- Для того чтобы нам было легче общаться, предлагаю соблюдать правила группы, которые вы видите на 1 слайде.
• Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно
общаться с человеком, который вас перебивает?
• Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое
условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.
• Искренность в общении. Говорим правду или молчим.
• Общение по принципу "здесь и теперь", говорим от 1-го
лица("Я. "). Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее.
• «Правило круга». Это правило актуально для тех тренингов,
в которых, каким-то образом, затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы.
2. Основная часть.
Беседа об адаптации
Педагог-психолог:.
-Как вы думаете, что такое адаптация? Что вы знаете о периоде адаптации? (Рассуждения родителей «Как облегчить адаптацию малыша»)
Слайд 2
Предлагаю поговорить немного подробнее об этой проблеме.
Адаптация – это приспособляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребёнка буквально врываются такие изменения как:
- Чёткий режим дня;
- Отсутствие родных рядом;
-Постоянный контакт со сверстниками;
- Необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
-Резкое уменьшение персонального внимания.
Для того что бы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребёнка : нужно сделать её постепенной, потому что каждый ребёнок привыкает по своему.
Упражнение "Грецкий орех"
Педагог-психолог:
- Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е., запомнили свой орех, чтобы затем его найти.
(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)
«Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.
(Родители выполняют задание.)
«Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)
На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых- нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять.
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.
Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?»
Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.
Слайд 3
Гораздо труднее и дольше адаптируются дети :
- являющиеся единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте,чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка.
Слайд 4
Основная причина – это тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама всегда рядом и в любой момент окажет помощь, он перемещается в незнакомое пространство, где её нет. Встречает доброжелательных, но чужих людей, поэтому ребёнку сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. К тому же личный режим ребёнка нарушается. Все эти факторы могут спровоцировать истерику и нежелание идти в детский сад, а так же простудные заболевания.
Вторая причина. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет ребёнку пребывание в детском саду.
Третья причина. Избыток впечатлений. Малыши испытывают много позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и
Вследствие этого нервничать, плакать и капризничать.
Слайд 5
По тому, как дети адаптируются к детскому саду, их можно разделить на три основные группы.
Лёгкая степень адаптации. Длится она от 10 до 20 дней.
Средняя степень адаптации. Она длится от 20 до 40 дней.
Тяжёлая степень адаптации. Длится такая адаптация от 2 до 6 месяцев.
«Для более успешной адаптации родителям необходимо знать особенности данного возраста.
Слайд 6
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности с взрослым.
Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными.
И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили».
Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2— 3-х лет способен различать:
5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
6 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).
В этом возрасте дети очень подвержены так называемому «эффекту заражения» : если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он учится действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.
Упражнение «Ласковые слова»
«А сейчас я предлагаю вам написать ласковые слова, которыми вы называете ребенка дома, так и мы постараемся называть их в группе. Вот наша волшебная баночка, куда я сложу ваши листочки, она будет в вашей группе.
«Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит и уверены, что заберете малыша из сада.
Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь»
Уважаемые родители, чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило легко и менее болезненно, вам желательно придерживаться следующих рекомендаций:
• Самое главное – положительный настрой на детский сад. Если вы верите, что это
самое лучшее место на земле для вашего ребёнка, так будет считать и он. Важно настраивать ребенка на хороший лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Постарайтесь не входить в группу, если ребенок плачет.
Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоится, если войдете, когда он плачет, у него сформируется условный рефлекс, что стоит ему заплакать или громче закричать и мама сразу же появится.
Чего родителям нельзя делать ни в коем случае:
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании
или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести,
опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести
малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень
скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже целый день.
Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
• Рекомендуется, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его
жизни.
• Не пребывать в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам
нужно успокоиться. Это состояние передается детям.
3. Заключительная часть.
Игровое упражнение «Составляющие счастливого ребенка».
Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение позитивных родительских чувств.
Материал: лист бумаги и маркеры (карандаши, фломастеры, ручки) разного цвета на каждого участника.
Ход игры: педагог-психолог: Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, а счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом». Давайте нарисуем или опиштем это «дом счастливого ребенка». Это может быть в виде ромашки, на лепестках которой вписаны необходимые составляющие. Или же это будет многоэтажный домик, а на каждом этаже счастливые моменты в жизни Вашего ребенка. Можно использовать все, о чем вы думаете. (Затем идет обсуждение работ по желанию).
Психолог: «Удовольствие, с которым вы сегодня были включены в нашу совместную работу, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями»
До новых встреч!