Жаворонок Наталия Валериевна
Родительское собрание «Адаптация к детскому саду. Что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная:
1. Дать представление родителям об адаптации, рассказать о критериях успешной адаптации, фазах адаптации, факторах влияющих на характер адаптации.
Воспитательная:
1. Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного возраста.
Развивающая:
1. Установление эмоционального контакта,партнерских отношений с родителями будущих воспитанников ДОУ.
Публикация «Родительское собрание „Адаптация к детскому саду, Что это такое?“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Материалы: памятки для родителей «Привыкаем к детскому саду», презентация «Как мы живем»
Педагог-психолог Жаворонок Наталия Валериевна.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Что такое адаптация?
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и привык что под него «подстраиваются». В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т. д.
Критерии успешной адаптации :
-внутренний комфорт- эмоциональная удовлетворенность;
-внешняя адекватность поведения-способность легко и точно выполнять требования среды.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации :
эмоциональное состояние;
коммуникабельность;
дневной сон;
аппетит.
Выделяют три фазы адаптации :
Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами; фаза длится 3 – 5 месяцев.
Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
1 — 16 дней — легкая;
16—32 — адаптация средней тяжести;
от 32 до 64 дней — тяжелая.
Легкая адаптация.
1. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель.
2. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели,
3. Сон налаживается через 1 —2 недели.
4. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние;
5. Он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами,
6. Быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
7. Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого.
8. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.
Средняя адаптация.
1. Эмоциональное состояние нестабильно, наблюдается плаксивость в течение всего дня.
2. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
3. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным.
4. Речевая активность замедляется.
5. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений.
6. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.
7. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) — в течение двух недель.
8. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Тяжелая адаптация.
1. Ребенок плохо засыпает, сон короткий.
2. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами.
3. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул.
4. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест,
5. Либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
6. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию.
7. Отказывается от участия в деятельности.
8. Имеет место задержка речевого развития.
9. Заболевания — более трех раз, длительностью более десяти дней.
10. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям.
11. Могут замедляться рост и прибавка в весе.
Педагог- психолог Пузанова Людмила Ивановна.
Способы и возможности подготовки малыша к походу в детский сад.
• Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
• Повысить роль закаливающих мероприятий.
• Оформить в детский сад по месту жительства.
• Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
Спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
• Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
• Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).
• "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
• Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
• Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
Рекомендации и правила для родителей. (От имени детей)
Мы хотим предупредить Вас, что адаптация к детскому саду может протекать у нас очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и многое другое. Все это может вызвать у нас бурные эмоции: такие как капризы и страхи, отказ от еды, частые болезни. Не менее тяжело будет моим воспитателям и няням. Но мы знаем, что они хорошие и всегда придут на помощь.
Очень важно, что бы между Вами, мои родители, и сотрудниками детского сада были согласованность и доверие.
Постарайтесь приблизить наш домашний режим к к режиму детского сада. Расскажите нам подробно о том, что и как мы будем делать в детском саду. Нас очень пугает неизвестность! А если мы увидим, что все происходит, как вы рассказывали, то мы будем чувствовать себя увереннее.
Мамы и папы! Приучайте нас к самостоятельности, не делайте за нас то, что мы и сами можем сделать.
А еще, мои дорогие родители, познакомьтесь с меню детского сада. Ведь незнакомые блюда тоже могут вызвать у нас негативную реакцию.
Еще, очень просим, отучите нас от соски и бутылочки и приучите нас к горшку. Ведь соска и мокрые штанишки не сделают нас увереннее.
Знаете, первые дни нам будет немного страшно, поэтому побудьте со мной в группе немного. А иногда мы будем брать с собой любимые игрушки — так нам будет спокойнее. Мы будем рассказывать игрушке все свои проблемы, делиться успехами.
И еще, самые дорогие мои люди, пожалуйста, не стремитесь, чтобы мы научились чему-то только потому что соседский Антошка это уже знает. Будьте последовательны и терпеливы. Ведь каждый из нас неповторим.
Мы очень хотим в детский сад! Ведь там мы не будем сидеть без дела. Нас научат строить, лепить, дружить, петь, играть и танцевать. Мы знаем, что нас там ждут и будут рады встрече с нами.
Просим, помогите нам! Ведь от Вас во многом зависит, насколько быстро и легко мы признаем детский сад своим вторым домом.