Елена Елькина
Родительское собрание «Пальчиками играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание-практикум
«Пальчиками играем-речь развиваем»
Цель: повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи:
- Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук, заинтересовать проблемой.
- Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.
- Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
- Вовлечь родителей в педагогический процесс.
Подготовительная работа:
Публикация «Родительское собрание „Пальчиками играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Организация выставки рисунков, аппликаций из бумаги и различных круп, поделок из природного материала, пластилина;
- анкетирование родителей;
- опрос детей под магнитофонную запись;
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- организация выставки развивающих игр.
Оборудование:
- Плакаты с высказываниями известных людей:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский)
«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)
- листы бумаги, пластилин, дощечки для лепки, стеки;
- описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
- мультимедийная установка для показа слайдов с фотографиями играющих детей;
- магнитофон;
- магнитофонная запись с ответами детей на вопросы; музыкальные произведения.
Участники: воспитатели, родители.
Форма проведения: собрание-практикум.
Место проведения: групповая комната.
Ход собрания
1. Организационная часть
Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставкой детских работ и высказываниями известных людей и садятся за столы.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание! Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной —
День и ночь со мной:
Целый десяток
Верных ребяток!
(Пальцы.)
Действительно, это пальцы. Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
Включается песня «Веселые ладошки». Под музыку в группу влетают воздушные шары, внутри которых записки с вопросами. Воспитатель просит родителей, подержать воздушные шары в руках и послушать магнитофонную запись с ответами детей.
Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:
1. Зачем нужны наши ручки?
2. Что умеют наши пальчики?
3. Чем любят играть твои пальчики Соня? Юра? и т. д
Дискуссия
А теперь давайте вспомним детство, лопнем, шарики и ответим на вопросы.
Вопросы для родителей :
1. Что, по вашему мнению, способствует развитию речи ребенка?
2. Что такое мелкая моторика?
3. Какие факторы, по вашему мнению, влияют на развитие речи?
4. Какие упражнения помогают нам формировать мелкую моторику?
Сообщение воспитателя:
Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет: «Сначала развиваются движения пальцев рук, затем артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат».
Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика, (не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.) и др.
2. Практическая часть
А сейчас давайте немного поиграем. Вы будете детьми, а я – воспитателем. Перед самым главным заданием для вас мы поиграем с пальчиками.
Задания для родителей :
1. Пальчиковые игры «Вышли пальчики гулять», «Сидит белка на тележке».
2. Игра «Кто быстрее заплетет из шнурков косичку».
3.«Волшебное превращение» ( воздушный шарик необходимо превратить во что-нибудь с помощью подручных материалов: скотча, бумаги, клея, шнурков и т. д.)
На столах лежат дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета – красный, зелёный, жёлтый, оранжевый.
С пальчиками мы поиграли, и теперь я предлагаю вам попробовать слепить композицию «Букет роз».
(Я делаю основание для букета, родители раскатывают небольшие шарики из зелёного пластилина, используя, стеки разрезают листочки. Листочки располагаем на основание. Затем показываю, как делать розы, используя зубочистки: раскатываем жёлтый пластилин на полоски длиной 6-7 см, скручиваем в рулет – получился бутончик. К бутончику лепим лепестки. Также делаем цветок из красного пластилина. Полученные бутончики прикрепляем на основание. Букет из красных, оранжевых и жёлтых роз готов.)
Вообще, без специальной подготовки, трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома: работа с раскрасками – штриховка, пальчиковая гимнастика – шнуровка, игры с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина, нанизывание бус, бисера, сматывание цветных ниток в клубочки, работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Некоторые игры представлены на нашей выставке «Игровой калейдоскоп», вы можете познакомиться после собрания.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, родители, развивать мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.
3. Заключительная часть
Обращаю внимание родителей на выставку приготовленных игр для развития мелкой моторики рук «Игровой калейдоскоп»
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые.
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове-эстафете, которое начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…»
Вручаю каждому участнику памятки «Развитие мелкой моторики рук» и «Наши руки не знают скуки».
4. Рефлексия
Перед вами дерево. Его нужно украсить фруктами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте дерево яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте дерево лимоном.
Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!