Коротаева Лидия Николаевна
Семинар-практикум для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики.
Задачи:
• довести до сведения родителей необходимость применения пальчиковых игр и упражнений для развития речевых навыков детей;
• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
• научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей,
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей;
• показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;
Оборудование и материалы:
Магнитная доска, лист ватмана с нарисованным солнышком без лучиков, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, листы белой бумаги А4, прищепки, силуэты солнышка, ёжика, берёзки, счётные палочки, бумажный колпачок, магнитофон, наборы карандашей, гимнастические палки.
Ход семинара-практикума :
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть вас сегодня на логопедическом практикуме! Сегодня я познакомлю вас с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые вы можете использовать в работе с вашими детьми дома. Эти упражнения активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание.
И наш практикум называется: «С пальчиками играем – развиваем речь». А играть мы будем вместе с детьми!
(Под музыку дети заходят в зал, становятся в круг.)
Логопед: Уважаемые родители, выходите, становитесь рядом со своими детьми.
Игра – знакомство «Передай колпачок»
Ход игры:
Логопед: Начнём наш практикум с необычного приветствия. Для этого нам понадобятся счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет колпачок. Я здороваюсь с соседом справа и передаю ему свой колпачок. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем, говорит своё приветствие и передаёт колпачок соседу справа и т. д. Итак, начинаем!
Колпачок наш по кругу гуляет,
Познакомиться нам помогает.
(Под тихую музыку дети и родители передают колпачок друг другу.)
Логопед: Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу. А теперь мы перейдём к выполнению упражнений, которые помогут нам в работе по устранению речевых нарушений у ваших детей.
Игра «Дружная семейка»
Логопед: Давайте разогреем наши пальчики. Все слова и движения повторяйте вместе со мной.
Читает логопед Выполняют дети и родители
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал. Поочередно массировать названные пальцы правой и левой руки.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять: Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем.
Мы рога козы покажем
И про зайку не забудем.
Вот колечки, а вот цепь,
Ты успей собрать скорей.
Выполняем движения по тексту.
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить! Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем.
Пальчиковые игры.
Логопед: Давайте узнаем, в какие же игры можно поиграть с пальчиками. Для этого займите места за столами. (Дети и родители усаживаются за столы.)
- Первое упражнение называется «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
- Следующее упражнение «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
- Упражнение «Белка»
Сидит белка на тележке,
(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки,
(Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке,
(Разогнуть мизинец.)
Воробью,
(Разогнуть безымянный палец.)
Синичке,
(Разогнуть средний палец.)
Заиньке усатому.
(Разогнуть указательный палец.)
Мишке толстопятому,
(Разогнуть большой палец.)
Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
Логопед: А теперь растягиваем пальчики. Упражнение «Крючочки».
Вот сцепились два крючочка,
Есть теперь у нас цепочка.
Будем мы её тянуть.
Чтоб крючочки разогнуть.
Цепляем по очереди указательные пальцы, затем средние и т. д. в замок и тянем в разные стороны, меняя руки местами.
Игры с карандашами.
Логопед: Для развития мелкой моторики мы можем использовать любые предметы. Например, карандаши.
Упражнение «Согреем ладошки»
Растираем карандаш между ладонями, как бы разогревая их. Движения вначале медленные, а затем темп ускоряется.
Карандаш в руках катаем
И ладошки согреваем.
Очень быстро мы катаем,
Никогда не замерзаем.
Упражнение «Перехваты»
Берём большой трёхгранный карандаш большим и указательным пальцами. Без помощи другой руки перехватываем его большим и средним пальцами большим и безымянным, большим и мизинцем. Карандаш держим вертикально. Упражнение выполняем в двух направлениях (вверх, вниз). Вначале одной рукой, затем другой, затем двумя руками одновременно.
Пальчики не отдыхают,
Карандаш перебирают.
Упражнение «Буду правильно писать»
На толстый трёхгранный карандаш положить большой, указательный и средний пальцы, каждый на свою грань. Отрывая по очереди пальцы, постучать по граням карандаша.
Учусь я карандаш держать,
Чтоб буквы правильно писать.
Упражнение «Крючки»
Берём карандаш и перехватываем его указательными пальцами левой и правой руки, как крючками.
Словно ловкими жучками,
Пальчиками, как крючками,
Перехватим карандаш.
Упражнение «Ходули»
Зажать два карандаша пальцами одной руки и шагать по воображаемым дорожкам и кочкам.
Человечек не скучает,
По дорожке он шагает.
Он к болоту подошёл
И по кочкам всё прошёл.
Игры с прищепками
Логопед: Также для развития наших пальчиков хорошо подойдут игры с предметами, которые всегда найдутся в вашем доме, например, с прищепками. Перед вами лежат предметы с недостающими элементами. Добавим на солнышко лучики, на деревья – листочки, ёжику – иголочки.
Игры со счётными палочками.
Логопед. На ваших столах вы видите ещё одни хорошо знакомые предметы – счётные палочки. С ними тоже можно организовать интересные игры.
Упражнение: «Собираем брёвнышки»
Необходимо поднять со стола счётные палочки, зажав их большим пальцем и мизинцем. Упражнение выполняется одной рукой, затем другой, затем двумя руками одновременно.
Братья помогают папе.
Старший братец и меньшой
Поднимают груз большой.
А теперь соберём и удержим как можно больше палочек одной рукой.
Грузовик привёз дрова,
Соберём их до утра.
Упражнение: «Выложи картинку».
Логопед: С помощью счётных палочек выложите любую из предложенных здесь фигур или придумайте свою. Можно использовать данное упражнение в процессе автоматизации звуков. Кладём палочку, произносим слог, слово с заданным звуком, затем называем какой предмет получился (ра-ке-та)
А дети в это время все вместе попробуют выложить ёлочку из гимнастических палок.
Игра «Художники»
Логопед: Мы свами потренировали наши пальчики, они стали ловкими и умелыми. Теперь мы сможем крепко и правильно держать карандаши: и правой и левой рукой. Попробуйте нарисовать предложенные фигурки одновременно обеими руками. Посмотрим, что у нас получится!
Совместная аппликация «Солнышко»
Логопед: Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков. А лучики нашему солнышку мы сделаем из наших ладошек. Каждый взрослый пусть обведет карандашом ладонь ребенка на цветной бумаге, а ваш малыш пусть сделает то же самое с ладонью мамы. Подпишите свои ладошки, вырежьте и приклейте к солнышку.
Под музыку дети и родители начинают работу
Логопед: За окном пусть метут метели, крепчает мороз, а наше солнышко будет согревать ваших детишек, ведь в каждом лучике есть частичка вашей доброй души.
Подведение итогов
Логопед: Ну, вот и закончилось наше совместное занятие! В эти игры вы можете играть дома со всей семьёй! Через игру можно лучше понять ребёнка, помочь ему преодолеть имеющиеся проблемы в моторной сфере, в речевом развитии. А самое главное – эти игры помогут Вам стать ближе друг другу.
На память о нашей встрече я предлагаю вам небольшие буклеты, которые помогут вам вспомнить материал сегодняшнего практикума.