Елена Ивановна Гуцул
Консультация для родителей «Играем с пальчиками и развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание.
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Играем с пальчиками и развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многое операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопатки, застёгивание и расстёгивание застёжек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. Если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
По мнению учёных, у детей с двигательными расстройствами и недостаточностью моторной сферы отмечаются нарушения и в звуковом и просодическом компоненте речи (отмечается нарушение голоса, его тембра, страдает интонационная выразительность).
Всё это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию общей и мелкой моторики в целом у данной категории детей, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, так как двигательные зоны находятся в непосредственной близости с речевыми зонами и взаимосвязаны между собой.
Работу по развитию общей и мелкой моторики желательно проводить систематически, уделяя этому по 5-10 минут ежедневно.
Во время занятий следите за соблюдением мер безопасности – не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Игры с пуговицами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами.
1. Насыпаем в ёмкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто. Можно в ёмкость поместить мелкие предметы или игрушки из «Киндер сюрприза» и предложить ребёнку найти их.
2. Игра «Помощник». Насыпать в ёмкость горох, фасоль, чечевицу и предложить ребёнку перебрать в разные ёмкости или коробки.
3. Насыпать в миску сухой горох или фасоль. Ребёнок перекладывает горошины по одной в другую миску. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно.
4. Игра «Художник». На поднос тонким слоем рассыпьте манную или любую мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук.
Игры с прищепками.
1. Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Например, «приделать» иголки ежу, «ветки» к стволу ели, лучи солнышку.
2. Развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками.
Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает руку нанизывание разнообразных предметов: пуговиц, бусин, макарон. Предметы можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Игры-шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, последовательность действий.
Игры со спичками или счётными палочками.
Эти игры развивают зрительное внимание, конструктивный праксис. Можно предложить «построить» из палочек дом, выложить стул, лесенку, кровать, рыбку и т. п.
Так же развитию мелкой моторики рук помогают собирание разрезных картинок, мозайки, занятия лепкой, аппликациРабота с ножницами хорошо развивает координацию и силу пальцев. Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, дорисовывание, штриховки, игры-обводки.
Можно предложить ребёнку помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье ( объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание).
Все эти способы мы можем рекомендовать родителям для использования их в домашних условиях, т. к. они не требуют специальной подготовки. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.