ольга ситникова
Родительское собрание «Творческая лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения «Творческая лаборатория»
Подготовка.
1. Оформление плакатов.
«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; Механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли…» К. П. Брюллов
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский
«Нужно научиться удивляться всему, будто видишь всё в первый раз. Нужно
Публикация «Родительское собрание „Творческая лаборатория“» размещена в разделах
удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет». Виталий Бианки
«Всё, что достигнуто дрессировкой, непрочно, неверно и ненадёжно». Я. Корчак
«Подлинный смысл творчества - максимально раскрыть потенциал своей личности, понять, что ты свободен, ты вправе жить здесь и сейчас так, как тебе велит твоё «я», твоё истинное «я»…Р. Бах
2. Изготовление приглашений каждой семье с текстом следующего содержания.
«Уважаемые, … (имя, отчество! Если вы хотите знать, как развить творческие способности вашего ребёнка, проанализировать ваши воспитательные качества, узнать, сумеете ли вы воспитать гения, приглашаем Вас на встречу за круглым столом, которая состоится (дата) в группе «Теремок».
3. Тестирование.
Тест «Хорошо ли вы понимаете потребности своих детей»
Воспитывать - значит «впитывать», то есть питать ребёнка всем положительным, что есть в вас самих. Насколько хорошо умеете делать это вы? Каким родителем вы являетесь : мудрым, добрым, в меру строгим, понимающим или? Ответить на эти вопросы вам поможет тест, который мы предлагаем вашему вниманию.
1. Ребёнок подрался в детском саду. Как вы поступите?
а) накажу ребёнка;
б) выясню, как произошла драка, и после этого определю меру наказания;
в) прежде всего, переговорю с воспитателем.
2. Помогая вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил дорогую вазу.
Ваша реакция?
а) самая первая – подзатыльник
б) раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без такой помощи!»;
в) успокою ребёнка, ведь он сделал это неумышленно.
3. Если вы наказали ребёнка, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:
а) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет;
б) извинитесь;
в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
4. Ребёнок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы:
а) обрываете его: «Дай хоть минуту отдохнуть от тебя!»
б) отвечаете не думая, несерьёзно лишь бы ответить что – нибудь;
в) объясните, что очень устали, и просите перенести разговор на другое время.
5. «Мамочка, папочка, умоляю, давайте заведём рыбок!»- просит ребёнок. Что вы ответите?
а) «Ни в коем случае. Это будет отнимать у тебя много времени»;
б) «Ну что же, давай, раз тебе так хочется! Я помогу ухаживать за аквариумом»;
в) «Прежде подумай: все ли ты предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то рыбок я тебе куплю, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».
Оценка результатов.
Подсчитайте количество ответов каждой из позиций («а», «б», «в»).
Преобладание ответа «в» говорит о том, что вас можно назвать опытным воспитателем и психологом. Вы уважаете, желания ребенка, стремитесь помочь, но не делаете что-либо вместо него. Вы учите ребенка сопереживать, быть чутким к другим. Большое внимание уделяете развитию чувства ответственности. Золотая середина в воспитании, которой вы придерживаетесь, позволяет ребенку различать границы «можно» и «нельзя», а значит, чувствовать себя уверенно.
Преобладание ответа «б» позволяет предположить, что ваша позиция как воспитателя недостаточно стабильна. Вас бросает в крайности: то, что сегодня может быть разрешено, завтра нельзя будет делать ни под каким предлогом. Нередко ваше поведение и отношение к ребенку определяется сиюминутным настроением. В таких условиях ребенок больше сил тратит на то, чтобы приспособиться к вам, вместо того чтобы использовать их «по назначению».
Преобладание ответа «а» свидетельствует о том, что ваши педагогические методы настолько далеки от идеальных, что вообще непонятно, как ребенку удается благополучно существовать (если конечно, его жизнь можно назвать благополучной). Вы не задумываетесь о том, что ребенок достоин уважения, вам не приходит в голову, что у него могут быть свои желания и цели, вообще своя жизнь. Пока не поздно, пересмотрите свои воспитательные приемы, научитесь видеть в ребенке маленькую личность, достойную уважения и любви.
Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.
Тест «Сумеете ли вы воспитать гения».
Гениями не становятся, ими рождаются. Но для раскрытия гениальности всё же нужны определённые условия. А готовы ли вы помочь своим детям раскрыть заложенные в них таланты? Максимально честно ответьте на вопросы и наверняка узнаете об этом.
1. Вы не отмахиваетесь от любознательного малыша, заявляя: «Сам не знаю», а отвечаете на все его вопросы терпеливо и честно. При этом закрытых тем для обсуждения не существует.
а) да – 1 балл;
б) нет – 0 балов.
2. Ваш ребёнок имеет в доме «собственный угол» для занятий, творческий беспорядок который не вызывает у членов семьи раздражения:
а) да - 1 балл;
б) нет - 0 баллов.
3. Вы постоянно подчеркиваете, что любите своего ребёнка таким, какой он есть, несмотря на ошибки и шалости. Никогда не осуждаете его за недостатки и не сравниваете с другими детьми:
а) да – 1 балл;
б) нет – 0 баллов.
4. Поручив малышу, какое либо дело, вы даёте ему возможность самостоятельно найти решения проблемы. Но при этом не хвалите его беспредметно – только если он действительно достиг успеха.
а) да – 1 балл;
б) нет – 0 баллов.
5. Вы каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. Координируете с ним ваши планы на выходные. А, отправляясь в путешествие, берете его с собой:
а) да (1 очко)
б) нет (0 очков)
6. Вы помогаете советом при поиске места в социуме – с малых лет учите его общаться как с детьми, так и с взрослыми, одновременно поощряя его независимость:
а) да (1 очко)
б) нет (0 очков)
7. Вы верите, в здравый смысл ребенка и поэтому не контролируете каждый его шаг:
а) да (1 очко)
б) нет (0 очков)
Подсчет очков.
Суммируйте результаты.
0-2 очка. Вероятно, обзаведясь ребенком, вы не думали, что от вас потребуется столько усилий. Когда времени и терпения не хватает даже на аквариумных рыбок, где уж тут до раскрытия талантов! Если все же вы хотите помочь ребенку развить его способности, постарайтесь сначала узнать его как можно лучше. И помните, что упущенное общение невосполнимо!
3-5 очков. Вы вполне адекватно относитесь к обязанностям по воспитанию детей. Не знаете, получатся ли из них Софьи Ковалевские и Дмитрии Менделеевы, но достойными членами общества они точно будут.
6-7 очков. Вашему ребенку можно позавидовать: у него есть все условия, чтобы развить все то, что заложено от природы. Вы избрали правильный путь, и результат ваших усилий не заставит себя ждать.
4. Видеозапись ответов детей на следующие вопросы.
- Чем ты любишь заниматься дома?
- Какие занятия тебе больше всего нравятся в д/с?
- Что ты такого делал интересного, что тебе больше всего понравилось?
- У тебя есть дома краски, кисточка, пластилин?
- Твоя мама или папа рисуют с тобой?
5. Оформление консультационных листов в родительские уголки по темам :
- «Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук. Игры на развитие мелкой моторики»
- «Первые шаги в рисовании. Упражнения на расслабление кистей рук».
6. Оформление выставки рисунков детей выполненных в нетрадиционных техниках
7. Консультация психолога (анализ тестирования, детских рисунков, ответы на вопросы родителей).
8. Обсуждение сообщения педагога. Вопросы родителей.
9. Практическая часть. Предложить родителям порисовать «как дети», воспитатель показывает, какие нетрадиционные техники рисования можно использовать дома во время игры с ребёнком, родители рисуют.
Ход собрания
Столы расставлены по кругу, на них цветы, листы для тестирования, бумага для рисования, картон, изобразительные средства для рисования в нетрадиционных техниках.
Воспитатель. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И потому очень важно не упустить возможность и расширить способности вашего ребёнка к образному познанию.
Занимайтесь с ребёнком рисованием. Но помните, что для ребёнка - это игра.
Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приёмам. Пусть станут они для вашего малыша новым и интересным средством познания окружающего мира.
Занятия с малышом лучше строить таким образом, чтобы происходила смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривания, слушания, игры, отгадывание загадок, рассказывание стишков).
Не стремитесь навязать ребёнку сам процесс, а попытайтесь увлечь его этим видом деятельности. Помните высказывание мудреца: «Ребёнок это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Процесс совместной работы малыша и взрослого всегда сопровождается рассказом. Чтобы заинтересовать ребёнка рисованием используйте потешки, песенки, Стихотворения, подходящие к сюжету игры.
Попросите его обвести карандашом контуры своей руки. Дальше ваша фантазия позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки. Ребенку очень хочется нарисовать что-нибудь "настоящее". Помогите ему, наметив контуры будущего рисунка точками. Если вы уже начали изучать буквы, то нарисуйте их крупными, печатными. Пусть маленький ученик проведет внутренний или внешний контур.
Предоставьте ребёнку возможность попробовать рисовать и карандашами и красками, мелками и фломастерами. Вместе с ним подумайте: чем отличаются полученные разными способами изображения.
Научите ребёнка рисовать прямые и кривые линии. Получившимся формам дайте конкретные названия. Это расширит кругозор и изобразительные возможности ребёнка, а также он научится находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами, с явлениями природы. При необходимости, взрослый помогает ребёнку установить соотношение частей по величине и объединить части предмета в целое. Показывает малышу, как ориентироваться на листе бумаги, словесно обозначая направления (сверху, снизу, в середине, по углам, справа, слева). Когда рисунок готов, для малыша очень важна ваша оценка. Не забывайте дать комментарий, рисунку, порадоваться работе ребёнка.
Для игры - занятия требуется подготовить рабочее место маленького художника (оно должно быть удобным) : стул и стол подберите по росту ребёнка, помните о правильном освещении. Нужно иметь бумагу разного формата, картон, различные изобразительные средства: карандаши, краски, фломастеры, мелки, кисточки, трафареты. Если приколоть лист большого формата к стене, то у ребёнка появится первый мольберт, на котором он с удовольствием будет исполнять свои фантазии.
Такие игры научат ребёнка пользоваться изобразительным материалом. Ребёнок будет созидать и творить. Сделает свои первые шаги в мир прекрасного. А так же научится выделять цвет форму величину как особые свойства предметов.
Почему ребёнку необходимо заниматься рисованием.
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование – заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Рисунок является продуктом изобразительной деятельности ребёнка, с одной стороны он позволяет выделить характерные, основные проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в процессе изо деятельности, а с другой - найти пути их решения. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и, мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь. Мышцы рук выполняют три основные функции:
- органов движения;
- органов познания;
- аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают
- работа пальцами развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
Представим вам несколько способов рисования в нетрадиционных техниках.
• Метод тычка. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно в правильной форме. Процесс рисования тычками - эта не точность не влияет на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближены к реальным. Здесь необходима густая гуашь и жесткая кисть. Этой техникой можно начинать работать с младшей группы, только у малышей особенность состоит в том, что я заранее рисую контур простым карандашом. С детьми сначала рассматриваем, а затем обводим пальчиком данный предмет, называя вслух все части (ухо, голова, хвост и т. д.). Рисовать начинают слева направо, не оставляя промежутков.
• Печать. Если принести с прогулки несколько листочков или травинок, уложить их на лист бумаги, сверху накрыть тонким слоем гуаши, а затем окрашенной стороной положить на подготовленный для открытки лист, то получится отпечаток. Используя эту технику, можно делать открытки к празднику или сюжетные картинки.
• Необычна техника «Водяная печать». Ребенок сначала на органическом стекле рисует пейзаж. Затем, намочив лист бумаги, сверху кладет его на изображение, слегка прижав лист к оргстеклу. Затем осторожно снимает его с оргстекла. Полученные изображения дополняет, сделав несколько завершающих штрихов.
• Рисование ладошкой. Обмакиваем всю ладонь, или её часть в краску и оставляем на бумаге отпечаток. При таком действии ребёнок краску не только видит, но и чувствует. Добавьте отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях или опечатки другого человека. Совет: добавьте в краску жидкий крахмал (кисель, клей, мыло, и фактура рисунка изменится. Создать такой шедевр можно на мятой бумаге, а так же глянцевой, цветной или блестящей, если посыпать солью, будет эффектно.
• Восковые мелки + акварель. Предлагаю детям нарисовать рисунок восковыми мелками на белой плотной бумаге. Затем показываю им волшебство, закрашивая лист акварелью в один или несколько цветов. Совет: лучше взять толстую кисть. Всё зависит от размера бумаги: чем больше лист, тем толще кисть; главное, чтобы она была мягкой. При этом рисунок восковыми мелками останется не закрашенным.
• Свеча + акварель. Ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем окрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Свечу можно заменить мылом, питьевой содой, разведенной один к одному водой. Очень красивые рисунки получались при рисовании деревьев, цветов, снежинок. Дети постарше могут нарисовать пейзаж, настроение. Рисование таким способом развивает мелкую моторику руки, глазомер, ориентировку на листе бумаги.
• Рисунок мокрым мелом. Обмакиваю конец мелка любого цвета в белую гуашь, налитую в крышку от банки, и приступаю к рисованию влажным отбеленным мелком, как бы невзначай заинтересовываю тем самым одного, другого ребёнка. На тёмной бумаге очень красиво будет проявляться непосредственный цвет мелка, оттенённый белой краской.
Родителям и детям предлагается порисовать предложенными техниками.
Приложение 4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Чановский детский сад №4
Чановского района Новосибирской области
Конспект родительского собрания
Тема: «Как разнообразить семейный досуг»
Выполнила и провела:
педагог высшей квалификационной категории
Ситникова Ольга Владимировна
Чаны 2018