Наталья Макарова
Консультация «Формирование и развитие системы ценностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью игр и игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Макарова Наталья Владимировна
МАДОУ №31 «Аистёнок» г. Южно-Сахалинск
Учитель-логопед
«Формирование и развитие системы ценностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью игр и игрушек»
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время категория «ценность» широко используется в философской, социологической, психолого – педагогической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, и педагогика рассматривает в основном духовно-нравственные ценности.
Система ценностей – одно из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Началом формирования и развития системы ценностей является дошкольный возраст.
Данная проблема воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно исследована.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте. [8, с. 614]
Важнейшие сферы человеческой жизни не могут обойтись без речи. Чем совершеннее человек владеет речью, тем активнее он развивается в выбранных им сферах деятельности. Все это можно отнести к дошкольникам. Овладение речью является непременным фактором полноценного развития ребенка. Если ребенок плохо владеет речью, он не может четко и ясно выразить свою мысль, что непременно отразится на его успехах в обучении. По мере обогащения сознания растет и овладение речью. Дошкольник развивается всесторонне, у него расширяется потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делиться знаниями.
Дети с ОНР испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств. Ведущей ролью в этом процессе для детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Что в целом формирует систему ценностей.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое и у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким он будет (в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» (А. С. Макаренко). [9, с. 11]
Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушка – не только сопровождение игры, но и средство обучения. [7, с. 30]
Чем же должна быть для ребенка игрушка? Прежде всего, источником радости и мотивом игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учит добру, красоте, мудрости. Игрушка закладывает первоначальное понятие добра и зла. Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Ведь игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг, главное действующее лицо в его играх. Она побуждает у ребенка мысль, дает широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком эстетически, она воспитывает чувства, что чрезвычайно важно. И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка сохраняется к ней живое, эстетическое отношение. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. [5, с. 128]
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. [5, с. 127]
Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Она выступает как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет развитию системы ценностей.
Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребёнка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.
Игрушка серьезно влияет на детскую психику и развитие детей. Играя игрушкой, ребенок часто отождествляет себя с ней, с ее повадками, с внешностью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой. Главное для героя – быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своей цели, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты. Но во всех случаях человеческое начало уходит на второй план, они не совсем люди. При это все они – положительные герои. И дети стремятся в игре быть на них похожими. Поэтому, задача взрослого, научить ребенка играть в игрушки со сверстником, ведь от того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его речевое, интеллектуальное и личностное развитие способностей, воображения и творчества эмоциональной среды, нравственных ценностей. Одним словом, выбор игрушки - дело ответственное. [10, с. 100]
Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре ребенка элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
А для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи игра является неотъемлемой частью и воспитания, и обучения. Вся коррекционная работа педагогов строится на игре. В систему коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы включаем игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность, что способствует формированию коммуникативных речевых навыков и в итоге формирует систему ценностей. Для детей с ОНР для формирования и развития системы ценностей используют различные дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.
Как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные действия мы строим на материале сказок. Тематика театрализованных игр разнообразна. Предметами игры становятся игрушки, посуда, мебель, фрагменты из жизни животных, растений, труд людей и т. д. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, в коллективизме. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи : словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т. д.) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. Немалое значение придаётся оформлению театрализованных игр, совместному обсуждению атрибутов игры, костюмов. Последнее особенно важно для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение : это помогает «входить в образ». К оформлению игр привлекаются родители. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям, и педагогам. [2, С. 15]
Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества реализуются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствуют его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются такие полезные личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность. Также прививаются им нравственные ценности : смелость, честность, доброжелательность и т. д. Таким детям легче найти себе друзей. [2, с. 17]
Подвижные игры также играют важную роль в формировании и развитии системы ценностей у детей ОНР.
Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети «заболевают» видеоиграми, компьютерными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть честными, дисциплинированными. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Ребята учатся взаимодействовать, сговориваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Подвижная игра побуждает детей с общим недоразвитием речи к речевой активности. Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. [1, с. 32]
Дидактические игры в педагогических системах широко используется в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми дошколятами. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, шнурочками и т. д., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. Эти же стихи, музыкально-ритмические разминки, используются логопедами и являются ведущим логопедическим воздействием. И находят эмоциональный отклик у детей, которые благодаря этим стихам, прибауткам, совершенствуют речь, решается и ряд других задач, связанных с нарушениями речи, формируют у них систему ценностей. [12, с. 56]
В процессе дидактической игры у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. [3, с. 56]
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Дидактическая игра - эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку.
Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям.
В сюжетно-ролевой игре осуществляется два вида взаимоотношений – игровые ирреальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети с общим недоразвитием речи учатся языку общения, общению друг с другом, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков. [11, с. 79]
Строительные игры детей - увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка. В условиях детского сада в играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, способствуют совершенствованию речи у детей с общим недоразвитием речи, благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата.
В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности : умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры. [6, с. 81]
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д., речевой системы и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.
Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).[4, с 48]
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Итак, нами были изучены и обоснованы игровые методы, которые используются для формирования и развития системы ценностей у детей с общим недоразвитием речи. С помощью игры и игрушки в процессе воспитания и обучения ребенок усваивает нормы человеческих взаимоотношений. Игра, как средство формирования нравственных ценностей у детей с ОНР предоставляет большую возможность для развития коммуникативных способностей.
Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.
Таким образом, в игре при помощи игрушки ребенок с общим недоразвитием речи не только реализует свои знания и представления, но и совершенствует, расширяя их. Он познает богатство языка, человеческих чувств, одним словом формирует и развивает систему ценностей.
Список литературы:
1. Агапова И. А. Подвижные игры для дошкольников. / Агапова И. А., Давыдова М. А. – М. : АРКТИ. 2008. – 124 с.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. : Просвещение, 2003. – 126 с.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
4. Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. // Эстетическое образование. Ежегодник., М: РАО, 2002. – 125 с Макаренко А. С. Лекции о воспитании. – М. : Лань,2013. – 20 с.
5. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред.
В. М. Изгаршевой. – М: Просвещение, 1987. – 45с.
6. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду [Текст]/ Лиштман З. В. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1971. – 176 с.
7. Карпова С. Н. Игра и нравственное воспитание развития дошкольников. – М. ,1986. – 144 с.
8. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд. – Владос, 2003. – 680 с.
9. Макаренко А. С «Лекции о воспитании»,М. : Лань, 2013 – 20 с.
10. Мухина В. С. Игрушка как средство психологического развития ребенка. // Вопросы психологии. 1988.№2. – 123 – 128 с.
11. Смирнова Е. О. Психология игры. – М. : ВЛАДОС,2003. – 160 с.
12. Фромм А. Гордон Т. Популярная педагогика. Екатеринбург: изд АРД ЛТД, 1997. – 608 с.