Получи документы

Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Заноздрина
Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

педагог – психолог

МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка»

С. Ю. Заноздрина

сентябрь 2017 год старшая группа «Ромашка»

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 5 - 6 лет.

2. Рассказать о значении развивающих игр на интеллектуальное развитие детей.

3. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности.

Ход мастер - класса :

Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас. В следующем году все наши детки пойдут в школу.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

«ВОСПИТАНИЕ - это наука, научающая наших детей обходиться без нас».

Эрнст Легуев

- Что такое познавательные процессы? Какова их роль в обучении?

(Ответы родителей, их дополнение педагогом)

Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.

Познавательная процессы – процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т. д.).

- Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

- А сейчас предлагаю вам поиграть и выполнить следующие задания:

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина, слуховое (речевые и неречевые звуки, тактильное восприятие.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Для развития памяти можно организовать игры:

«Запомни картинки»,

«У оленя дом большой» - развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания теста

«Каскад слов» - развитие объема кратковременной слуховой памяти.

«Что изменилось?» - обучение навыкам запоминания образа, ситуации.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления -наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Для развития воображения можно организовать игры:

«Закорючки»,

«Продолжи рисунок»,

«Дорисуй картинку»,

«Сочиняем сказку сами»

Очень важно для будущего школьника подготовка руки к письму, а для этого необходимо хорошо развитая мелкая моторика, которая в свою очередь оказывает положительное влияние и на развитие познавательных процессов.

Письмо – сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?

Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизическими особенностями 5-6-летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений – несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель – во что бы то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель – подготовка руки к письму.

Прежде всего, необходимо заняться укреплением всей мышечной системы ребенка. Вполне очевидно: если слабые мышцы в руках, то и все остальные мышцы нуждаются в тренировке. Самое верное и доступное средство – выполнять ежедневно комплекс упражнений.

Начинайте с нескольких упражнений по 6-8 повторов. Если у ребенка хорошо получается, постепенно увеличивайте нагрузку.

Как можно укрепить мышцы рук?

Ежедневно гуляйте с ребенком на спортивной площадке. Пусть ребенок карабкается по лесенкам, болтается на канате, перебирает руками на рукоходе, подтягивается на турнике (с вашей помощью) и так далее. Поощряйте все действия, где нужно работать руками и прилагать силу.

Научите ребенка пользоваться эспандером. Если такового не имеется, пусть малыш сжимает в руке резиновый мячик или игрушку.

Упражнения для улучшения координации рук. Как можно чаще играйте с мячами. Учите ребенка бросать, ловить, отбивать мяч от пола. Бросайте мяч в мишень, попадайте в корзину и т. д.

Кроме укрепления мышц, для успешного освоения ребенком письменности нужно развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики.

Постарайтесь ежедневно уделять 15 минут для занятия с дошкольником такой деятельностью :

Рисование. Рисуем красками, мелками, карандашами, пальцами, на разносе с манной крупой и т. д.

Аппликация. Обводим шаблоны, вырезаем детали, приклеиваем их к основе. В качестве материала используем цветную бумагу, ненужные журналы, ткань, сухие листья и тому подобное.

Лепка. Лепим из соленого теста, глины, пластилина, учимся разминать, отщипывать, вытягивать, раскатывать и так далее.

Складываем фигурки из бумаги или оригами. Начните с простых, знакомых вам с детства самолетиков и корабликов, если ребенку понравится, переходите к более сложным.

Как ребенок может развивать моторику самостоятельно: складывать пазлы, крупные и мелкие;

играть с конструктором из любого материала;

делать фигурки из проволоки;

выкладывать картинки из мозаики;

работать со шнуровками;

сортировать пуговицы (или фасоль и горох) по разным мисочкам;

нанизывать на нитку пуговицы, крупные бусины, макароны;

застегивать/расстегивать пуговицы.

Замечательно развивают мелкую моторику пальчиковые игры.

Развитие точности при письме.

Предлагайте ребенку: обводить трафареты или шаблоны;

А также рисование по клеточкам, по точкам, хочу предложить вам выполнить некоторые из них

Предлагайте эти интересные задания детям, выполняйте вместе с ними и успех в освоении письма вашим детям обеспечен.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

- Как развивать познавательные процессы вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

1. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.

2. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.

3. Научите детей брать на себя ответственность.

4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.

5. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.

6. Ценить индивидуальность своего ребенка.

7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; познакомить родителей.

Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект подгруппового коррекционного занятия по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста Задачи: - развивать произвольное внимание, образную память, умение выделять признаки, анализировать и синтезировать; - развивать координацию,.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Страна знаний»Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Страна знаний» .

Мастер-класс для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Рождественские пряники» Мастер-класс для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Рождественские пряники» Цель: - формирование интереса к истории, обычаям.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ход мастер – класса: Здравствуйте уважаемые.

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1) Показать важность работы.

Мастер-класс для родителей Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику пальцев рук за счет пальчиковой гимнастики,.

Мастер-класс по изготовлению аппликации в технике «Пейп-арт» для детей старшего дошкольного возраста и их родителейМастер-класс по изготовлению аппликации в технике «Пейп-арт» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Автор: Пчельникова Виктория Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории. МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида № 161».

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Статья для на тему: «Игра, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Статья на тему: «Игра, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Проблема формирования познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 октября 2017 в 15:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Заноздрина (УИ 348155) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД