Светлана Клабукова
Педагогический семинар для родителей «Детские проблемы»
▼ Скачать + Заказать документы
в семье
Педагогический семинар
для родителей
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,
что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует
другая сторона.
Уильям Линкольн.
Задачи: разъяснить родителям причины и последствия жестокого обращения с детьми в семьях.
Форма проведения: педагогический семинар.
Публикация «Педагогический семинар для родителей „Детские проблемы“» размещена в разделах
Подготовительная работа: подготовка демонстрационной презентации, анкетирование учащихся, подготовка вопросов для работы групп.
Ход семинара:
1.) Вступительное слово учителя.
- Уважаемые родители, сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме. Нам надо выяснить:
Всегда ли родительское слово и родительское решение детских проблем есть единственно правильное. Всегда ли родительская власть бывает употреблена во благо и не наносит вред психике и нравственному здоровью ребёнка.
В подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Из положения подчинённого в семье ребёнок переходит в ранг полноправного её члена. Как важно родителям в этот момент «не перегнуть палку», не переусердствовать в своём стремлении владеть ситуацией и держать всё под контролем. Ведь дети, как сказал президент, «определяют будущее, потому что они уже живут будущим». И для того, чтобы в своём будущем взрослеющий ребёнок стал полноценным родителем и своих детей воспитывал достойно, надо так построить отношения в семье, так ограничить свою власть, чтобы ребёнок, находясь в рамках дозволенного не чувствовал насилия и давления над собой. (Приложение 1, слайд №2)
Часто родители считают ребёнка своей собственностью. Забывая о том, что уже при рождении, получая имя, ребёнок обретает право на достойную жизнь без унижений. (Приложение 1, слайд №3)
Семья – это самые близкие и родные люди, это ласка, тепло, забота. (Приложение 1, слайд №4, 5) Но, одновременно, это обязанности, ответственность, дисциплина, и не только со стороны взрослых, но и детей. Очень сложно найти равновесие, не сорваться, оставаться всегда тактичным и мудрым. Мы все это прекрасно знаем, как, иногда, раздражаешься, срываешься, переходишь на крик. Уверяю вас, крик и применение силы это показатель бессилия. Это происходит тогда, когда ситуация начинает выходить из под контроля, кажется, что ничего уже не поможет, и остаётся только жёстко, а, иногда, и жестоко уничтожать препятствия в решении проблем. Конечно, в такие моменты никто не думает ни о семейном кодексе, ни о правах и свободах детей. (Приложение 1, слайд 6). А ведь насилие над ребёнком в семье преследуется по закону. Самое страшное не то, что иногда вы шлёпнули, или дали подзатыльник, так бывает даже в самых благополучных семьях; а то, когда такие шлепки переходят в систему, и родитель уже не может по- другому общаться со своим ребёнком. Битьё становиться нормой, жестокость перерастает в обыденность, и вот уже ваш ребёнок смотрит на вас исподлобья, не ожидая ничего кроме окриков, грубости. Не говорит с вами, не делиться своими переживаниями, потому что не чувствует тепла, понимания. И вот уже вы – чужие люди. Представляете, как страшно ребёнку, в своей семье быть одиноким, забитым, затюканным.
Вы знаете, перед нашей встречей мы провели опрос среди детей. (Приложение 2) Пытались тактично выяснить, как часто случается битьё в семье. Оказалось, что около 25 % детей периодически получают тумаки от родителей, 10% детей бывают биты частенько. Причиной применения силы дети называют провинности в школе, плохую успеваемость, тайное курение, употребление горячительных напитков в подростковой компании. А, некоторые, говорят о том, что родители могут бить их просто в состоянии опьянения, в плохом настроении.
По результатам опроса, мы решили предложить вам следующие темы для обсуждения:
1-я группа обсуждает проблему :
Ребёнок поздно вернулся домой с явно выраженным запахом табака. Какими будут Ваши действия?
2-я:
Ребёнок получил в четверти неудовлетворительную оценку по важному предмету. Что делать?
3-я:
Вы узнали, что ваш ребёнок пропускает уроки, прогуливает и уходит из школы самовольно. Как поступить?
4-я группа решает проблему :
Нужна ли система наказаний в семье? Как её построить эффективно, но не жестоко? Может ли физическое насилие быть самым эффективным наказанием?
Итак, уважаемые родители, у вас 10 минут для обсуждения и принятия единого решения.
По истечению времени выступают представители групп. После выступление представителя последней группы можно подвести итог. Учитель так направляет русло обсуждения, чтобы получить нужный и единственно правильный вывод:
Даже в самой благополучной семье должна существовать система эффективных наказаний: запрет прогулок, отказ от дорогих подарков, отказ от пользования телефоном. Ребёнок должен знать, что проступки не будут безнаказанны, иначе у него не будет никаких понятий о дисциплине. Но одновременно с этим родительская власть не должна превращаться в самодурство. Взрослый человек должен уметь управлять не только ребёнком, но и самим собой, а это гораздо сложнее. Взрослый, вырабатывая систему наказаний, обязан оставаться толерантным, терпимым и человечным. Только в этом случае, отношения «отцы и дети» останутся здоровыми, сохранят свою целостность и доверительность. Никакие физические наказания не могут эффективно воздействовать долгое время, постепенно они становятся разрушителем детской психики и только травмируют ребёнка.
Приложение 1, слайд № 7.
Уважаемые родители, я вас благодарю за сотрудничество и хочу закончить нашу встречу этими замечательными словами:
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!
Вопросы анкеты для детей.
1.) Бывают ли у тебя стычки с родителями по вопросам учёбы, твоего досуга?
2.) Можешь ли ты сказать, что родители запрещали тебе что –либо в качестве наказания?
3.) Применяли ли они к тебе физическую силу?
4.) Если да, то по какой причине?
5.) Как часто бывают такие случаи?
6.) Может ли быть так, что тебя бьют ни за что- то конкретно, а просто находясь в плохом настроении?
Результаты анкетирования.