Разина Елена
Занятие родительского клуба «Дома играем речь развиваем»
Цель: Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развитии связной речи.
Задачи:
1. Дать понятие связной речи, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии.
2. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Занятие родительского клуба „Дома играем речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
3. Показать на наглядном практическом материале методы и приёмы формирования связной речи.
Ход:
Добрый вечер!
Мы благодарны вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Что такое связная речь?
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно:
• ясно представлять объект рассказа (предмет, событие);
• уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества; устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.
Кроме того, необходимо уметь:
• подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова,
• уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.
Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Активизация родителей :
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Итак, сегодня мы хотели представить вам несколько простых игр на развитие речи.
1. Словесная игра «Волшебная цепочка».
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаё те вопрос:
Воспитатель:
Кошка, бывает какая?
Родитель :
Пушистая, ласковая, разноцветная.
Воспитатель:
Что еще бывает разноцветным?
Родитель :
Радуга, платье, телевизор.
Воспитатель:
Каким еще может быть платье?
Родитель :
Шелковым, новым, прямым.
Воспитатель:
Что еще может быть прямым?
Родитель :
Линия, дорога, взгляд. и т. д.
2. Словесная игра «Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-
предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Это игра заключается в том, что детям предлагается продолжить и закончить
начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы.
Например, начинает предложение так:
Воспитатель:
«Дети идут. (Куда? Зачем)»
Родитель :
Дети идут в школу.
Воспитатель:
Или более усложненный вариант, например: «Дети идут в
школу, чтобы.»
Родитель :
Дети идут в школу, чтобы учиться.
3. Словесная игра «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Суть этой игры по развитию речи дошкольников предлагается составить рассказ, опираясь на серию картинок. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, а затем вместе он соединяются в связный рассказ.
Воспитатель предлагает родителям серии картинок для составления рассказа
3. "Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
4. "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
«Угадай-ка»
Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д.
Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.
Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.
Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.
Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.
«Что можно делать …»
Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы и т. д.)
Или: Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще.
Или: Чай пьют, а печенье… едят.
На кровати лежат, а на стуле.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…и т. д.
«Кто что делает?»
Солнышко светит, а еще …сияет, греет
Машина едет, а еще … гудит, светит
Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик … прыгают.
И птица, и муха. летают.
И снег, и лед … тают.
Или много предметов на одно действие:
Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …
Едет - машина, поезд, велосипед, …
Тает - мороженое, лед, …
Коротать вечера и засыпать можно, читая сказку или играя лежа на кровати.
«Каждый знает».
Повторить начало фразы и добавлять новое слово.
Каждый знает, что желтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что старым бывает…
Каждый знает, что белым бывает…
Каждый знает, что нужным бывает…
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что умным бывает…
«Забавные превращения».
Назовите, в кого превратится человек, если окажется:
В театре –
На собственных именинах –
В школе –
В магазине –
В седле –
В бассейне –
На ринге –
На катке –
На лыжах –
Чтобы ребёнку легче было заучить стихотворение или вспомнить сюжет сказки, одним из эффективных приёмов является мнемотаблицы.
Итак давайте заучим лё гкое стихотворение:
Перед нами ё лочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Заканчивая сегодняшнее мероприятие, я хочу ещё раз вам напомнить, что
необходимо делать с детьми дома по развитию связной повествовательной
речи:
- В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте
внимание на собственную речь : она должна быть чёткой и внятной.
Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок учится
говорить у Вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
- Во-вторых, находите время и как можно чаще общайтесь с ребенком. Если
Вы заметили, что у ребенка возникли проблемы с речью, не бойтесь обратиться
к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу, невропатологу) и очень
прошу Вас, отнеситесь к этому ответственно, Вам обязательно помогут.
- В-третьих, постарайтесь найти время, чтобы поиграйте с ребенком в
словесные игры.
- В-четвертых, если во время занятий с детьми у Вас возникнут какие-
либо вопросы, обращайтесь, мы будем рады Вам помочь. Старайтесь всегда
заинтересовать ребёнка, учитывая его интересы, возрастные особенности