Лариса Патрикеева
Логопедическая консультация для родителей «Нарушение речи у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Уважаемые родители без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом развитии ребенка.
Индивидуальные тетради с домашними заданием вы получаете в конце недели или перед праздниками, а после выходных возвращаете. В выходные дни выполняете все задания учителя-логопеда: делаете артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слоги, слова, словосочетания, предложения или учите чистоговорки, скороговорки, стихотворения для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для автоматизации того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский садик или на прогулке.
Публикация «Логопедическая консультация для родителей „Нарушение речи у ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
· Артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно, четко и ясно произнося текст и давая образец выполнения движений.
· Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.
· Задания (игры, упражнения) предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим.
· Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом по 10-15 минут.
Вместе с ребенком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь.
· Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Не забывайте, что ребенка нужно похвалить, и выдать после занятия маленький приз.
Положительно влияют на развитие речи ребенка:
-правильная, хорошо интонированная речь взрослого.
- специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа.
- корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;
- речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.
Артикуляционные упражнения для звука Р:
“Улыбочка” - Растянуть губы в улыбке. При этом зубы сомкнуты.
«Грибок» - Присасываем к небу широкий язык
“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.
«Маляр» - Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз.
“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
«Дятел» - Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.
«Парус» - Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставлен за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. 10 с.
«Качели» - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
«Вкусное варенье» - Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу движениями сверху-вниз.
«Месим тесто» - Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 р.
"Чистим зубки" - Рот приоткрыть. Широким кончиком языка поглаживаем бугорки, находящиеся за верхними зубами: вперед-назад. 20-25 р. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 10-15р.
«Прогони комарика» - Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. 3р.
«Хоботок»- Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. 10 сек.
Дыхательная гимнаст
ика[/b]
1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
5.«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
6.«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
7.«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.
8.«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева, на которую предлагается дуть.
9.«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
Самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществляет контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: « кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует» (автоматизация звука Р). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Даша, повтори за мной –РРРРРОЗА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.